Рейтинг@Mail.ru
Конвенция о запрещении бактериологического и токсинного оружия - РИА Новости, 26.03.2015
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Конвенция о запрещении бактериологического и токсинного оружия

Читать ria.ru в
Дзен
26 марта 2015 года исполняется 40 лет с вступления в силу конвенции о запрещении бактериологического и токсинного оружия.

Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении

Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении (КБТО) одобрена 26-й сессией ГА ООН 16 декабря 1971 года.

Открыта для подписания 10 апреля 1972 года; вступила в силу 26 марта 1975 года. Является бессрочной. По состоянию на февраль 2015 года, насчитывает 172 участника.

Конвенция состоит из преамбулы и 15 статей.

В преамбуле Конвенции ее участники заявили о решимости действовать в целях достижения эффективного прогресса на пути всеобщего и полного разоружения, включающего запрещение и ликвидацию всех видов оружия массового уничтожения.

Первые три статьи КБТО — основные "запретные". В соответствии со статьей I, государства обязуются не разрабатывать, не производить, не накапливать, не приобретать каким-либо иным образом и не сохранять биооружие.

Разоруженческая составляющая КБТО – статья II, согласно которой государства-участники были обязаны уничтожить имевшееся у них биооружие, оборудование и средства доставки в течение 9 месяцев после вступления Конвенции в силу. Новые члены КБТО до ратификации должны уничтожать свои биологические арсеналы, если таковые имеются.

В КБТО также содержится запрет на передачу биооружия и любое содействие по его разработке и приобретению (статья III).

Другие субстантивные статьи Конвенции разъясняют действия государств в целях обеспечения режима запрета биооружия:

– осуществление национальных мер по выполнению статьи I КБТО (статья IV);

– консультации с другими государствами-участниками в решении любых вопросов, связанных с выполнением положений Конвенции (статья V);

– право каждого государства-участника подать жалобу в СБ ООН в случае нарушения другим государством обязательств по Конвенции (статья VI) и обязательство государства сотрудничать в проведении СБ ООН расследований на основании такой жалобы;

– оказание помощи государству-участнику в случае, если оно подвергается опасности в результате нарушения КБТО (статья VII);

– участие в сотрудничестве и оказание помощи в мирном использовании достижений науки и биотехнологий (статья X).

В статье XII государства обязались не менее чем через 5 лет после вступления в силу Конвенции созвать конференцию для рассмотрения действия КБТО, осуществления заложенных в ее статьях и преамбуле целей, а также новых научно-технических достижений, имеющих отношение к Конвенции.

По своему содержанию Конвенция о запрещении биологического оружия больше приближается к совместному политическому заявлению стран-участников, чем к полномасштабному договору, поскольку не содержит ни конкретных положений о подходах к ее осуществлению, ни перечня биологических агентов, подлежащих запрету. Именно эти обстоятельства привели международное сообщество к пониманию необходимости разработки мер по верификации (проверке), которые должны были бы четко определить механизм контроля за ее осуществлением, и разработке глоссария терминов и определений, относящихся к КБТО. В первую очередь речь идет о таких понятиях, как биологическое оружие, биобезопасность, биозащищенность, биосохранность, биотерроризм, наступательные и оборонительные (защитные) программы по бактериологическому оружию (БО) и некоторых других. Необходимость четкого определения этих терминов обусловлена неоднозначным их толкованием разными государствами, и как следствие — разными требованиями к разработке мер контроля по обеспечению биобезопасности и биосохранности в сфере обращения с биопатогенами. Еще большее значение в наполнении конкретным содержанием требуют такие понятия, как "наступательные" и "оборонительные" программы по БО, поскольку именно неопределенность в их толковании позволяет совершенно произвольно причислять любые научные центры, которые работают с особо опасными патогенными микробами, вирусами, токсинами и другими биоагентами, к организациям, занятым в разработках боевых форм БО.

Первая Конференция по рассмотрению действия КБТО (обзорная Конференция — ОК) состоялась в 1980 году. Всего состоялось семь ОК. Последняя — в 2011 году.

В целях повышения открытости деятельности в биологической сфере вторая ОК (1986) и третья ОК (1991) приняли решения о представлении государствами-участниками информации о биологической деятельности и объектах в качестве меры укрепления доверия (МД), были согласованы формы подачи соответствующих национальных объявлений (докладов).

Решением третьей ОК была учреждена Специальная группа правительственных экспертов (СГПЭ) для изучения потенциальных мер проверки выполнения Конвенции. Рассмотрена 21 потенциальная мера и сделан вывод, что сами по себе меры не позволяют проводить разграничение между запрещенной и разрешенной деятельностью, однако применение их в комбинации может оказаться полезным.

Специальная конференция государств-участников КБТО (1994) учредила Специальную группу государств-участников с целью разработки международного юридически обязывающего документа (протокола) по укреплению Конвенции (формально мандат Специальной группы до сих пор не утратил силы).

На основании предложений государств был составлен проект текста протокола, в который, помимо прочего, были включены термины и определения, обязательные объявления определенных видов деятельности в области биологии, меры проверки соблюдения (включая посещения объектов и расследования любых предполагаемых нарушений КБТО), а также меры улучшения сотрудничества и научно-технических обменов.

В 2001 году США в одностороннем порядке сорвали переговорный процесс. Позиция США по этому вопросу остается неизменной. Вашингтон выступает против выработки юридически обязывающего протокола.

На пятой ОК (2001) было решено ежегодно в межсессионный период проводить встречу экспертов и совещание государств-участников (СГУ) с целью обсуждения практических вопросов, связанных с осуществлением КБТО. Этот формат был закреплен на последующих ОК.

По решению шестой ОК (2006) функционирует Группа имплементационной поддержки – ГИП (Implementation Support Unit – ISU), являющаяся техническим секретариатом, который, в частности, содействует усилиям государств-участников по универсализации и имплементации Конвенции, а также аккумулирует ежегодные национальные доклады об объектах и биологической деятельности, представляемые в рамках МД.

5-22 декабря 2011 года в Женеве прошла седьмая обзорная Конференция. Государства-участники подтвердили полезность регулярного обмена информацией относительно национальной биологической деятельности в целях укрепления доверия и приняли обращение ко всем странам, все еще остающимся в стороне от такого обмена (а это – более половины членов КБТО), участвовать в МД на регулярной ежегодной основе. В целях повышения эффективности сотрудничества и получения помощи в использовании современных биотехнологий в мирных целях государства-участники договорились о создании соответствующей базы данных.

Очередная обзорная конференция по рассмотрению действия КБТО состоится в Женеве в декабре 2016 года.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала