МОСКВА, 23 мар — РИА Новости/Прайм. Премьер-министр Дмитрий Медведев поддержал предложенные Минпромторгом меры по поддержке автопрома на 25 миллиардов рублей.
В список средств стимулирования продаж вошло продолжение программы обновления автопарка на второй квартал, программы льготного автокредитования и субсидирования лизинга транспортных средств, которые должны быть запущены с первого апреля, а также увеличение финансирования госзакупок автотранспорта федеральными органами власти до 11 миллиардов рублей.
Беспрецедентно широкий список мер необходим для купирования очень серьезного падения спроса — по данным Ассоциации европейского бизнеса, в феврале продажи новых легковых и легких коммерческих машин упали в годовом выражении на 37,9%.
Однако правительственная помощь едва ли станет панацеей для рынка. После совещания у премьера министр промышленности и торговли Денис Мантуров заявил журналистам, что эти меры лишь помогут сократить темпы падения спроса до 24%, в то время как без поддержки рынок бы упал в 2015 году на 50%.
Эксперты и участники рынка рисуют различные сценарии, по которым спрос в текущем году может сократиться от 25% до 50% в зависимости от ряда факторов.
АЕБ прогнозирует падение продаж новых легковых и легких коммерческих автомобилей (LCV) в России в 2015 году на 24,2% — до 1,89 миллиона единиц. По итогам февраля, по данным ассоциации, продажи в РФ сократились до 128,3 тысячи единиц.
Значительная часть из обозначенных 25 миллиардов пойдет на госзакупки автотранспорта. "И серьезная сумма выделена — почти 11 миллиардов рублей — на закупку автотранспорта федеральными органами исполнительной власти", — сказал Мантуров. Выделить дополнительные деньги на госзакупки предлагал Sollers. По мнению концерна, в настоящее время это самый действенный инструмент стимулирования продаж на рынке коммерческих автомобилей.
Ранее речь шла о 10 миллиардах на госзакупки, говорил журналистам на прошлой неделе начальник департамента транспортного и специального машиностроения Минпромторга Александр Морозов. По его словам, федеральные органы исполнительной власти подали в министерство заявки на дополнительные закупки автомобилей на 55,7 миллиарда рублей.
В то же время, программа льготного кредитования будет распространяться на автомобили средней ценой около 700 тысяч рублей, сообщил Мантуров. По его словам, данная программа не предполагает стимулирования покупки машины из дорогого сегмента. Средняя стоимость нового легкового автомобиля в РФ по итогам 2014 года составила один миллион рублей, подсчитали в аналитическом агентстве "Автостат". Министр в свою очередь не исключил, что в программу еще могут быть внесены корректировки.
При этом, исходя из проекта постановления правительства, опубликованного на прошлой неделе, Минпромторг предлагал увеличить стоимость автомобиля, приобретаемого в рамках программы льготного автокредитования, до 1 миллиона рублей с 750 тысяч рублей в предыдущей программе.
Морозов сообщал, что бюджет программы на 2015 год составит около 1,5 миллиарда рублей. Такие данные содержатся в проекте постановления: предлагается направить 1,5 миллиарда рублей для предоставления субсидий банкам для возмещения выпадающих доходов по кредитам, выданным в 2015 году физическим лицам на покупку автомобиля.
Как объяснил Морозов, автокредит берется в среднем на три-четыре года, и каждый год государство будет компенсировать часть процентной ставки. Таким образом, общую стоимость программы Морозов оценил в 17-18 миллиардов рублей.
Субсидирование автокредитов будет привязано к ключевой ставке ЦБ, субсидии, скорее всего, будут составлять 70% ключевой ставки, отметил Мантуров. По его словам, по этим параметрам и условиям министерство находит поддержку коллег из федеральных ведомств. Минпромторг собирается запустить программу с 1 апреля по 31 декабря 2015 года.
Автолизинг
Параллельно с программой льготного автокредитования министерство планирует субсидировать лизинг автотранспорта для физических и юридических лиц. В запросе Минпромторга, который был отправлен в правительство, речь идет о выделении порядка двух миллиардов рублей на программу, напомнил Морозов. Ведомство будет субсидировать 10% первоначальной стоимости машины. Всего ожидается, что льготным лизингом для покупки машины воспользуются 30 тысяч физических и юридических лиц.
Жизнь многих автопроизводителей осложнил также и рост внутренних цен на металлы вслед за экспортными в конце прошлого года. Помочь с ростом цен на сталь просил министерство и "АвтоВАЗ". Власти грозились введением экспортных пошлин на продукцию, если компании не смогут договориться о компромиссных ценах. Однако на совещании с металлургами в начале марта первый вице-премьер Игорь Шувалов счел нецелесообразным введение пошлин на металлопродукцию. Власти дали металлургам дополнительное время — до конца первого квартала — на поиск компромисса с потребителями по ценам на продукцию.
Все российские автопроизводители подписали с металлургами соглашения по ценам на металл, заверил сегодня Мантуров.
"Абсолютно все производители и в автопроме, и в транспортном машиностроении подписали с металлургами соглашения, все абсолютно на разных условиях, потому что в разное время эти соглашения заканчиваются, у кого-то это четвертый квартал прошлого года, у кого-то январь и февраль были критические месяцы. Поэтому все подписали соглашения, все, естественно, на разных условиях и с формулой цены до конца года", — сказал министр журналистам.