Москва, 23 мар – РИА Новости. Главной особенностью новых образовательных стандартов для детей с ОВЗ является их вариативность. Этот документ не только ориентирован на модель инклюзивного образования, он охватывает все возможные варианты обучения ребенка независимо от того, учится ли он в обычной школе, на дому или в коррекционном учреждении. Главная идея стандартов заключается в том, что для любого ребенка должны быть созданы условия для образования. О том, какие варианты обучения заложены в стандарты, и как будет идти процесс их внедрения в российских школах, корреспонденту РИА Новости Оксане Барановой рассказала проректор МГППУ Светлана Алехина.
— Светлана Владимировна, в чем заключается принцип вариативности?
— Вариативность заложена в самой структуре стандарта, в его основных принципах. Это отражено в вариантах программ, которые предлагаются в приложениях к стандарту для детей с разными видами нарушений здоровья и развития. Разработано четыре варианта программы для каждого типа нарушений. Основой вариативности стало соотношение академических результатов обучения и сферы жизненных компетенций, которую осваивает ребенок. Вариативность закреплена разными сроками обучения, содержанием образования и итоговыми достижениями ученика. Например, вариант 1 выбирается тогда, когда мы понимаем, что ребенок в обычные сроки, то есть за 4 года обучения в начальной школе, может достичь тех же образовательных результатов, что и дети без ограниченных возможностей здоровья. При необходимости, стандарт позволяет обучать ребенка с ОВЗ 5 или 6 лет в начальной школе, это закрепляет программа обучения по 2,3,4 варианту. Конечно, и содержание и результаты обучения при этом будут различны. Вариативность позволяет учитывать индивидуальную траекторию развития ученика и его особенности, а также при необходимости изменять условия и программу обучения. Важно понять, что варианты программы могут реализовываться в разных моделях обучения – в отдельной образовательной организации, в условиях отдельного класса, а также в условиях совместного обучения с другими учениками.
- Кто будет решать, какой вариант больше подходит ребенку?
— Основные рекомендации дает психолого-медико-педагогическая комиссия. Все это обязательно обсуждается с родителями. Программа адаптируется педагогами и специалистами школы. А дальше, сопровождением реализации программы занимается психолого-медико-психологический консилиум в сотрудничестве с родителями и учителями.
- Новые стандарты для детей с ОВЗ часто путают с инклюзией. Почему так происходит?
— Важно понять, что стандарты обеспечивают не только инклюзивные модели образования детей с ОВЗ, но и интегрированные формы, то есть обучение ребенка в отдельном классе. Они же становятся документом для специальных коррекционных учреждений. Любой из четырех вариантов применим для разных условий образования ребенка с ОВЗ: как в условиях инклюзии, так в условиях интеграции, ровно также и в условиях отдельной организации.
Именно эти стандарты позволяют сделать образование детей с ОВЗ гибким, адаптированным, вариативным, приспособленным к его образовательным потребностям и нуждам. Стандарты позволяют построить индивидуальную образовательную траекторию любому ученику с ОВЗ, конструируя условия, содержание, сроки и формы обучения.
- Многие эксперты уже назвали документы прорывными для всей системы образования, почему?
— В стандарте заложено много возможностей для изменения образования детей с ОВЗ. Сама идея стандартов удовлетворяет родительскую потребность в образовании любого ребенка. Мы должны научиться учить детей, помня о том, что обучение обеспечивает процесс развития.
Если говорить о стандарте для обучающихся с умственной отсталостью, то это вообще принципиально новая парадигма. Она ориентирована на то, чтобы ребенок развивался в условиях доступного ему уровня обучения и получал всю необходимую поддержку от специалистов. Этот стандарт даст возможность родителям, которые раньше не знали где найти возможность обучения для своего ребенка, обеспечить тот уровень образования, который адаптирован под его индивидуальные особенности.
- Сколько времени потребуется на успешное внедрение стандартов во всех российских школах?
— Мы сейчас активно включились в процесс повышения квалификации педагогов, специалистов психолого-медико-педагогических комиссий. Поверьте, принципы стандартов очень сложно укладываются в профессиональное мышление, потому что ломается привычное представление о том, как можно таких детей обучать.
У нас происходят серьезные изменения в образовании особенных детей, связанные не просто с изменением регламентов и норм, а с изменением ценностных оснований и содержания такого образования. Поэтому я думаю, потребуются годы, чтобы каждый учитель смог понять, освоить и учитывать требования стандартов в своей профессиональной деятельности.