Главной темой двухдневного форума, собравшего более 400 участников со всей России, стали проблемы совершенствования преподавания русского языка и литературы в школе и вузе. Его гостями стали министр РФ по делам Северного Кавказа Лев Кузнецов, замминистра образования и науки РФ Александр Климов, председатель Совета по русскому языку при президенте РФ Владимир Толстой, ректор МГУ имени М.В. Ломоносова Виктор Садовничий, главы субъектов Северо-Кавказского федерального округа. Модератором пленарного заседания выступила ректор СКФУ, член Совета по русскому языку при президенте РФ Алина Левитская.
По мнению Кравцова, слова которого приводятся на сайте Рособрнадзора, обеспечение эффективности преподавания русского языка в школе требует комплексного подхода к повышению качества предметного образования и предупреждению неуспеваемости на всех ступенях образования. В качестве задач он выделил мониторинг профессиональных компетенций педагогов, анализ учебных программ, учебников и методической литературы, совершенствование переподготовки.
"Также целесообразно по результатам ЕГЭ проводить работу по повышению квалификации, подготовке и переподготовке учителей совместно с региональными институтами повышения квалификации, педагогическими вузами и федеральными учреждениями", — отметил Кравцов.
Он добавил, что Рособрнадзор планирует задействовать систему видеонаблюдения за ходом ЕГЭ для проведения трансляций лекционных занятий ведущих преподавателей вузов по русскому языку для учителей школ.
Как отметили в пресс-службе СКФУ, выступавшие на форуме сошлись во мнении, что вопрос сохранения русского языка и улучшение качества его преподавания — это стратегический вопрос укрепления российской государственности. При этом ректор СКФУ подчеркнула особую ответственность образовательных учреждений в повышении качества владения русским языком гражданами РФ.
"Ни один другой институт общества не обладает такими возможностями, как мы. И в этой связи, параллельно с усилением профессиональной деятельности в данной сфере, вузы должны быть более инициативными, предлагать различные интересные проекты для молодежи, связанные со звучанием, с пониманием хорошей русской речи", — привели в пресс-службе университета слова Левитской.
В целях повышения квалификации преподавателей-русистов ректор, в частности, предложила рассмотреть вопрос объединения направлений подготовки учителя русского языка и учителя литературы в рамках пятилетнего бакалавриата, соответствующей перестройки учебного процесса в педагогических вузах и классических университетах с укреплением их кадровой, научной и учебно-методической базы.