Преподобный Иоанн Лествичник
О происхождении преподобного Иоанна, вошедшего в историю церкви как автор шедевра духовной литературы – книги под названием "Лествица", сведений почти не сохранилось. По преданию, родился он около 570 года в Константинополе, в 16 лет перебрался в Египет, пришел в Синайский монастырь к старцу Мартирию, через 4 года принял монашеский постриг и 19 лет жил в строгом послушании своему духовному отцу, а после его смерти ушел в пустыню и 40 лет прожил отшельником в подвиге безмолвия, поста и молитвы. В возрасте 75-ти лет преподобный Иоанн был избран игуменом Синайской обители и около четырех лет управлял ей.
В эти годы по просьбе игумена Раифского монастыря Иоанна он и написал свою знаменитую "Лествицу" — руководство по восхождению к духовному совершенству, вобравшее в себя аскетические традиции египетских монастырей. Образ "лествицы" (лестницы) заимствован из Ветхого Завета, где описано видение Лестницы Иакова, по которой восходят ангелы (Быт. 28:12). Тридцать ступеней "Лествицы" – это тридцать бесед о восхождении человека "из силы в силу" к совершенству, которого можно достигнуть лишь постепенно — по слову Спасителя: "Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его" (Мф. 11, 12). Первые 23 ступени ("степени") посвящены грехам, остальные 7 – добродетелям.
Преподобный Иоанн показывает путь развития страсти в душе человека: от возникновения в уме какого-то образа до полного подчинения воли ("прилог", "сочетание", "сосложение", "пленение", "борьба" и, наконец, "страсть"), отмечает "еще и иной… тончайший помысл, называемый набегом мысли, который так быстро проходит в душе, что без слова и образа, и времени мгновенно представляет человеку потаенную его страсть". Из страстей же главными он считает славолюбие, сластолюбие, сребролюбие, которые порождают остальные – гнев, злопамятство, уныние, тщеславие, гордость.
Автор – наблюдательный, умный и проницательный психолог, знающий типы людей, их внутренние состояния, склонности, пристрастия, ошибки, уловки самообмана, трудности самообуздания. Главной целью земной жизни человека он считает достижение жизни вечной, воскресение души прежде общего воскресения, а главными причинами гибели людей во времени – страсти сластолюбия, сребролюбия и тщеславия.
Мельком, в 1-й "степени", говоря о мирянах, Иоанн замечает, что если они удерживают свой язык от лжи и злословия, руки от воровства, ум от превозношения, а сердце от ненависти, не отрываются от церкви, сострадательны к нуждающимся, никого не соблазняют и к чужому не прикасаются, то они недалеки от Царствия Небесного.
С IX века Иоанн Лествичник начал почитаться Византийской церковью как преподобный. Церковным уставом было определено в Великий пост читать "Лествицу" во время богослужений в храме, а в четвертое воскресенье Великого поста совершать память ее автора.
Судя по сохранившимся греческим спискам (их не менее 73), больше всего читателей у "Лествицы" в Византии было в XI веке; в XII–XIII веках интерес к ней снизился, в XIV веке вновь возник, но к XVII веку почти сошел на нет.
на славянский язык "Лествица" была переведена с греческого уже в X — XI веках в Болгарии, а в XIV веке – в Сербии, и оба эти перевода были известны на Руси, где «Лествица» была чрезвычайно популярна – ее цитировали многие русские подвижники, преподобному Иоанну Лествичнику посвящен храм в основании знаменитой колокольни "Ивана Великого" в Московском Кремле.
Изображение Лествицы часто встречается на иконах, в книгах и на нравоучительных лубках: от земли к небу по лестнице взбираются люди в монашеском одеянии, некоторых бесы сталкивают в ад, а преодолевших подъем принимают Христос и ангелы.
40 мучеников Севастийских
Это, наверное, самые известные мученики христианского мира — их почитают всюду, от Исландии до Эфиопии. Они были далеко не первыми, кто пострадал за свою веру во Христа, но они поразили современников примером своего единодушия — шутка сказать, целый воинский отряд, сорок закаленных в боях взрослых мужчин отказываются выполнить приказ командира, распорядившегося, чтобы все солдаты и командиры принесли языческие жертвоприношения. И это в римской армии с ее жестокой дисциплиной, где полководец имел право практически неограниченно распоряжаться жизнью и смертью своих легионеров, а самым мягким наказанием за серьезные проступки было избиение виновных камнями или палками. Выжившего ждало вечное изгнание, без права возвращения на родину. А чаще всего преступнику просто рубили голову. Однажды обезглавили целый легион — взяли в плен, отвели в Рим, и ежедневно казнили по пятьдесят человек, пока не истребили всех.
Вот и взбунтовавшихся зимой 320 года воинов-христиан в Севастии хотели было побить камнями, но почему-то те, кто производили экзекуцию, никак не попадали по цели. Тогда их загнали в озеро, а на берегу устроили баню, чтобы желающие могли отречься от Христа и тут же согреться. Но дрогнул лишь один из сорока, да и тот не выдержал перепада температур и умер. А его место в озере добровольно занял потрясенный увиденным стражник Аглаий. И все выжили. Тогда их просто казнили, а тела сожгли.