Анастасия Мельникова, обозреватель МИА "Россия сегодня"
20 марта объявлено ООН Международным днем счастья (International Day of Happiness) – видимо, чтобы лишний раз напомнить всем нам, к чему стремиться в этой жизни. Если бы на этой неделе в России составляли "рейтинг самых счастливых регионов", то претендовать на победу, по ощущениям, наверняка могли бы жители Севастополя и Крыма: так много искренних улыбок и слез радости мы видели во время телетрансляций многочисленных праздников под общим названием "Крымская весна".
Счастливы вместе
Такое ни срежиссировать, ни сыграть невозможно. Они действительно в большинстве своём выглядели счастливыми – и сейчас, и год назад, когда в прямом эфире смотрели трансляции из Кремля, и когда позже отмечали 9 Мая со всей Россией, и когда получали новые российские паспорта.
Расплата за счастье
Мои друзья с удивлением и восторгом рассказывали, как во время автомобильной поездки по Крыму в мае прошлого года к ним нередко подходили, даже подбегали местные жители, радостно раскрыв объятья. "Москвичи приехали! Родные, наконец-то!" И говорили-говорили-говорили… О своих чувствах, о том, как они теперь счастливы или как надеются на счастье, уже в России. И было как минимум неудобно перед ними – жившими гораздо скромнее в настоящем, но с оптимизмом ждущими благоденствия в будущем.
В результате жители Крыма дождались экономических санкций и политического отторжения. А еще – прекращения автобусного и железнодорожного сообщения с Украиной, перебоев в работе банковской системы, постоянного отключения света и воды и последующего, украинского шантажа. Ну и, конечно, — непрерывная ругань, реальная и виртуальная, со стороны бывших сограждан-украинцев. Тех, кто считает, что Крым должен вернуться туда, где его оскорбляют и делают всё, чтобы осложнить существование.
Такой удивительный политический и психологический садизм, требование расплаты за счастье.
Деньги не главное
Несмотря на относительно высокий уровень доходов, жители двух столиц в большей степени подвержены депрессиям, прежде всего из-за напряженного темпа жизни, избытка бесполезной и негативной информации, чувства незащищенности. Мегаполис противопоставляет коллективным ценностям небольших поселений городской индивидуализм, семье – карьеру, интуиции – рационализм. В результате это приводит к менее интенсивному общению и ощущению социальной изолированности. Одиночество и отсутствие поддержки близких в трудных жизненных ситуациях – основные стресс-факторы.
Кроме ожиданий большего материального благополучия и возврата к привычным когда-то ценностям, у жителей Крыма и Севастополя, к примеру, есть то, что у москвичей практически отсутствует – единение, сплоченность. Плюс вера в защиту, общая цель, наглядное подтверждение улучшения качества жизни и, конечно, хорошая экология, уникальный климат, чистый воздух (что для жителей мегаполиса в принципе недостижимо). То есть почти по Ошо:
"Какая разница, кто сильнее, умнее, красивее или богаче? В конечном итоге имеет значение только то, счастливый ли ты человек".
При этом обесценивание доходов может двойственно повлиять на самоощущение и настроение. С одной стороны – ничего хорошего, еще одна проблема. С другой – активизация годами выработанного умения россиян приспосабливаться к трудностям и способности довольствоваться меньшим. Так, например, результаты ежегодного опроса пользователей рекрутингового портала Superjob показали, что нарастающий кризис заставил наиболее экономически активное население снизить свои запросы.
Если пять лет назад россиянам было необходимо 186 тысяч рублей в месяц, год назад 173 тысячи, то сейчас для счастья нужно 162 тысячи рублей в месяц.
Вместе с тем Международный индекс счастья (The Happy Planet Index) свидетельствует об обратном: Россия не входит даже в сотню самых счастливых стран.
После неё, кстати, помимо беднейших африканских государств, стоят Объединенные Арабские Эмираты и Люксембург. А лидеры списка — Коста-Рика, Вьетнам, Колумбия, Белиз и Сальвадор. То есть точно – не в деньгах счастье.
Счастье в деталях и цифрах:
- Согласно другому исследованию, проведенному специалистами Колумбийского университета под эгидой ООН (The World Happiness Report), самые счастливые страны совсем другие: в 2014 году лидируют Дания, Норвегия, Швейцария, Нидерланды, Швеция и Канада.
- В университете Уорвика (The University of Warwick) объединили различные "рейтинги счастья" с генетическими исследованиями. Результаты показали, что некоторые страны могут иметь генетическое преимущество в индексах благополучия. Так, у датчан, к примеру, в среднем вырабатывается большее количество серотонина, что позволяет им чувствовать себя более жизнерадостными. Сопоставив данные The Gallup World Poll по определению субъективного благополучия с генетическими экспертизами, ученые выявили, что чем больше генетическое расстояние нации от датчан, тем ниже её индекс счастья.
- По данным, опубликованным американским журналом Proceedings of the National Academy of Sciences, самыми привлекательными и "счастливыми" языками стали испанский, португальский и английский. Было проанализировано 100 тысяч слов, исследователи проверяли реакцию людей на услышанные ими незнакомые иностранные фразы и слова. Русский язык – на 6-7 местах (после немецкого и французского).
- Глобальный анализ Instagram-фото пользователей крупнейших мегаполисов мира показал, что чаще улыбаются жители Бангкока и Сан-Паулу. Реже всего — в Москве. В проекте Selfiecity.net были собраны и проанализированы более 600 тысяч таких фотографий.
- Ученые из Computational Story Lab Вермонтского университета подтвердили гипотезу о том, что человек подсознательно ориентирован на восприятие и воспроизведение исключительно положительных сообщений. То есть "принцип Поллианны" действительно работает.