Священомученик Феодорит Антиохийский
Священник Феодорит мирно служил в построенном императором Константином Великим соборном храме Антиохии, за красоту и богатство убранства прозванном Золотой церковью, пока в империи не воцарился Юлиан Отступник.
Христианских клириков он лишил привилегий, предоставленных им ранее святым Константином и Констанцием; языческие в прошлом храмы, переданные христианам и перестроенные в церкви, Юлиан возвращал язычникам; во многих случаях на христианские общины возлагалась обязанность компенсировать материальные потери, понесенные язычниками в результате изъятия у них храмов, особенно часто к таким компенсациям суды приговаривали те общины, которые владели земельными участками, ранее принадлежавшими языческим храмам.
Летом 362 года Юлиан предпринял путешествие в восточные провинции и прибыл в Антиохию, где население было христианским. Именно пребывание в Антиохии заставило императора убедиться в трудности, даже невыполнимости предпринятого им восстановления язычества. Столица Сирии осталась совершенно холодна к симпатиям гостившего в ней государя. Юлиан рассказал историю этого визита в своем сатирическом сочинении "Мисопогон, или Ненавистник бороды". Конфликт обострился после пожара храма в Дафне, в поджоге которого заподозрены были христиане. Рассерженный Юлиан приказал в наказание закрыть главную Антиохийскую церковь, которая к тому же была разграблена и подверглась осквернению.
Пресвитер Феодорит был арестован, подвергнут пыткам и обезглавлен.
Курская Коренная икона Божией Матери "Знамение"
Это самая почитаемая икона в Русской православной церкви зарубежом, которую еще называют "Одигитрия русского рассеяния".
Иконы Божией Матери, известные под именем “Знамение,” появились на Руси в ХI-ХII века. В ХIII столетии, когда город Курск, разоренный полчищами Батыя, превратился в дикое, пустынное место, заросшее дремучим лесом и заселенное дикими зверями, жители уцелевшего от погрома Рыльска часто ходили сюда на охоту, и один из охотников на берега реки Тускари случайно заметил на земле у корней дерева икону, лежавшую ликом вниз — это оказалась икона «Знамение». Охотник поставил для нее на этом месте небольшую часовню. Вскоре об этом узнали жители Рыльска и стали посещать место явления иконы, которая прославилась как чудотворная.
Узнав об этом, Рыльский князь Василий Шемяка приказал перенести ее в Рыльск, построил для нее церковь Рождества Богородицы и установил ежегодное ее празднование 8 сентября 21 сентября по новому стилю), в день обретения образа.
Город Курск был восстановлен в 1597 году повелением московского царя Феодора Иоанновича. Благочестивый царь, слышавший много рассказов о чудесах иконы, выразил желание увидеть ее, и она была доставлена в Москву.
Царь встретил ее сам с патриархом Иовом, со всем священным собором, ближними боярами и войском и по совершении пред ней молебного пения приказал сделать в верхней части иконы изображение Господа Саваофа с исходящим из недр Его Святым Духом, а на остальных ее сторонах – изображения ветхозаветных пророков со свитками в руках. Царица Ирина украсила икону богатою ризою с жемчугом, драгоценными камнями и атласною пеленою, шитою золотом. Затем образ вернули на место его обретения, где основан монастырь и воздвигнута церковь во имя Рождества Богородицы. Новооснованная обитель стала называться Коренной пустынью в память явления иконы при корне дерева.
Благоговение русских православных людей к иконе "Знамение" было настолько велико, что даже Самозванец, желая привлечь к себе внимание и сочувствие окружающих, оказывал почитание этой иконе; он приказал перенести ее из Курска в свой лагерь в Путивле, а затем взял ее с собою в Москву и поставил в царских хоромах, где она оставалась до 1615-го года. Но потом, по особому прошению курских жителей, царь Михаил Феодорович повелел возвратить чудотворный образ из Москвы в Курск и поставить его в курском соборном храме. А в 1618-м году с дозволения царя икона была перенесена в собор Знаменского монастыря, где она все время до революции и пребывала.
Тогда же, в XVII веке, в Курской области сложился обычай ежегодно в 9-ю пятницу после Пасхи совершать крестный ход с чудотворной иконой из Знаменского монастыря в Коренную пустынь.
В 1676-м году Курская Коренная икона была перенесена на Дон для благословения донских казацких войск. А в 1684-м году от государей Иоанна и Петра Алексеевичей был прислан в Коренной монастырь список с чудотворной иконы "Знамение" в серебряном позолоченном окладе с повелением носить этот список по приходам православных воинов. В 1687 году цари Иоанн и Петр повелели взять икону в "большой полк", то есть в армию, отправлявшуюся в поход против крымских татар. И с ней этот "большой полк" дошел до самого Крыма и положил конец татарским набегам на русские земли.
А в 1812-м году курское городское общество послало в действующую армию к князю Кутузову для укрепления войск список с чудотворной Курской иконы, вставив его в серебряную позолоченную раму.
Всероссийское почитание Курского чудотворного образа привлекло внимание социалистов-революционеров, и 8 марта (21 марта по новому стилю) 1898 года они взорвали в храме, где она находилась бомбу с часовым механизмом. Взрывом разорвало на куски чугунную позолоченную сень над иконой, сдвинуло и раскололо тяжелое мраморное подножие из нескольких массивных ступеней, выбило все стекла в соборе, но икона не пострадала, и злоумышленники, рассчитывавшие ее уничтожить, только поспособствовали ее большему прославлению.
В 1918 году чудотворная икона и ее список, обе в драгоценных, украшенных самоцветами ризах, среди бела дня были похищены из Знаменского собора. Случилось это 11-го апреля, в среду, на 6-й неделе Великого поста. А 3 мая их случайно нашли в заброшенном колодце неподалеку от монастыря. Весь день 3-го мая во всех курских церквах звонили колокола, как на Пасху. Люди встречались и обнимались, не зная, как выразить свою радость. Несколько дней перед ней непрерывно совершали молебны.
Но в середине октября 1919 года генерал Кутепов дал понять епископу Феофану, управлявшему Курской епархией, что Курск может быть временно оставлен Добровольческой армией, и предложил ему выехать на юг, обещав обеспечить проезд. А Курскую чудотворную икону с иноками Знаменского монастыря и Коренной Пустыни отвезли в город Обоянь, в 60-ти верстах к югу от Курска, откуда они в тот же день двинулись дальше, чтобы не попасть в руки красных. Все эти дни бушевала страшная метель, а на санях сидел только держащий икону, все остальные должны были идти пешком.
Через три дня добрались до Белгорода. Там икона пробыла около двух недель, а 18 ноября в отдельном вагоне покинула курские пределы и отбыла в Таганрог. Дальнейшие этапы ее странствий: Ростов, Екатеринодар, Новороссийск. Монахам с иконой часто приходилось голодать и холодать. Наконец, 1 марта 1920 года, на пароходе "Святой Николай", Курская чудотворная икона в сопровождении епископа Феофана и иноков, не пожелавших с ней расстаться, покинула берега России и из Новороссийска через Константинополь прибыла с Салоники, а 2 апреля — в древнюю столицу Сербии, город Ниш, где ее с великим торжеством встретил Нишский сербский епископ Досифей, со всем своим духовенством и множеством народа.
По просьбе генерала Врангеля, удерживавшего после Новороссийской эвакуации последний свободный клочок русской земли, Курскую чудотворную икону для ободрения воинов из Сербии на пароходе "Святой Георгий" 14-го сентября 1920-го года привезли в Крым, а уже 29 октября на дредноуте "Генерал Алексеев" вместе с остатками армии она покинула Россию.
Двадцать пять лет она пробыла в Югославии, под ее сенью в 1921 году проходили все заседания 1-го Зарубежного собора с участием клира и мирян в Сремских Карловцах и все архиерейские соборы, и 2-й Всезарубежном Соборе с участием клира и мирян в августе 1938 года.
В 1925-м году в Белграде была построена русская Троицкая церковь, и в ней для Курской Коренной иконы сделана особая сень.
Образ вместе с главой Русской зарубежной церкви покинул Белград в сентябре 1944 года, когда Советская армия вошла в Югославию. Потом были Вена, Мюнхен, Женева, снова Мюнхен, и наконец, Нью-Йорк — с 1959 года Курская Коренная икона находится там в посвященном ей Знаменском соборе. И почти ежегодно ее провозят по всем приходам Северо-Американской и Канадской епархий. Вывозили ее для поклонения и в Европу, и в Австралию, и в Чили, и в Аргентину, и в Бразилию – она стала духовным символом единства русских православных людей, оказавшихся в рассеянии.
12 сентября 2009 года ее впервые после 90-летнего отсутствия привезли в Россию – в Москву, в храм Христа Спасителя, а потом в Курск.