МОСКВА, 19 мар — РИА Новости. Госсекретарь США продолжает заявлять о невовлеченности Соединенных Штатов в многочисленные "цветные революции" по всему миру, но политическая реальность — как минимум в Сербии, Грузии и на Украине — разоблачает ложь американского руководства, пишет политолог и публицист, директор Центра международных отношений Рокфордского института Срджа Трифкович для американского аналитического журнала Chronicles Magazine.
США, цинично заявляющие о непричастности к приходу прозападных режимов в результате переворотов в различных государствах, по мнению политолога, похожи на "графа Дракулу, утверждающего о своей строгой приверженности к вегетарианской диете и о принципиальном уважении к принципам целостности хранилищ крови по всему миру".
В России, пишет он, программу по смене власти реализовать не удалось. Во-первых, не было народной поддержки: сотни "активистов", выходивших на демонстрации против президента Владимира Путина в 2012-м, пусть и могли бы в репортажах западных СМИ превратиться в "тысячи", однако даже в таком случае массовость протеста не доходила до уровней, необходимых для начала операции. В этой связи примечательна деятельность бывшего посла Соединенных Штатов в Москве Майкла Макфола, который, заступив на свой пост в 2012 году, заявил газете The New York Times о том, что он собирается оставить заметный "продемократический" след в России, упомянув при этом, что делать это он будет в "агрессивной манере".
"Несколько месяцев спустя Макфол говорил о том, что западные лидеры должны придерживаться своей цели — создания условий для появления демократического лидера в России на долгосрочной основе. Так звучит политическая повестка государственного переворота, высказанная с необычайной прямолинейностью: он имел в виду, что они хотят "депутинизировать" Россию. Интересно было бы посмотреть на реакцию США в случае аналогичного заявления ("Мы хотим "деобамизировать" Америку!") со стороны российского посла в Вашингтоне", — отмечает политолог.
Эксперт отмечает, что Вашингтон был разъярен незамедлительным ответом Москвы — законом, регулирующим деятельность НПО, который создан по подобию американского акта о регистрации иностранных агентов (FARA). По этому закону, разработанному в 1930 году для раскрытия американцев, работавших на правительство нацистской Германии, и использованному затем для контроля над представителями советской агентурной сети в США, деятельность любой иностранной организации на территории США должна быть прозрачной, а информация о ее структуре и источниках финансирования должна быть публичной. Также в США существует закон, регулирующий механизмы спонсорства электоральных кампаний на федеральных выборах (Federal Election Campaign Act), согласно которому строго запрещено любое "зарубежное участие (вмешательство)" в американские электоральные процедуры.
Тем не менее, замечает Трифкович, подобное вмешательство расценивается американскими властями как "легитимное", если речь, например, идет о "протеже Вашингтона", действующих в России под прикрытием продвижения демократии.