МОСКВА, 19 мар – РИА Новости. Переживающий глубокий кризис французский атомный гигант Areva должен расширять сотрудничество с демонстрирующей свою успешность на глобальном рынке российской госкорпорацией "Росатом" – это будет взаимовыгодно и поспособствует развитию Areva, считает профессор экономики парижского Института политических исследований (Sciences Po) Лоранс Дазиано.
Чистый убыток группы Areva по итогам 2014 года возрос почти в десять раз по сравнению с 2013 годом и составил 5,6 миллиардов долларов, что существенно превышает рыночную капитализацию компании. Начиная с 2003 года, Areva не смогла выиграть ни один тендер на строительство новых атомных энергоблоков. До сих пор не завершено начатое еще в 2005 году строительство третьего блока АЭС «Олкилуото» в Финляндии, за которое отвечает французская группа.
Ранее в марте Areva представила свой план повышения конкурентоспособности. Обсуждается слияние Areva с крупнейшей государственной энергогенерирующей компанией Франции Electricite de France (EDF).
Министр экономики Франции Эммануэль Макрон заявил о назревшей необходимости сделать из Areva по-настоящему сильную, интегрированную компанию, приведя в качестве примера российскую атомную госкорпорацию.
Для сравнения, десятилетний объем зарубежных заказов Росатома в 2014 году впервые превысил 100 миллиардов долларов и достиг 100,3 миллиарда долларов (в 2013 году этот показатель составлял 74 миллиарда долларов). Только за 2014 год портфель заказов Росатома вырос с 20 до 29 будущих атомных блоков в разных странах.
Особенности российской атомной отрасли
"Чтобы лучше понять суть дебатов во Франции, начавшихся в свете заявления Эммануэля Макрона, представляется целесообразным рассмотреть, как организована российская атомная отрасль. Эта модель характеризуется тремя факторами, которые позволили российскому Росатому достичь успеха", — написала Дазиано во французской газете L’Opinion.
"Во-первых, атомная отрасль в России рассматривается властями страны как стратегическая. В настоящее время в России ведется строительство сразу девяти реакторов, и имеются планы на строительство значительного числа энергоблоков в будущем. Это позволяет Росатому не только быть конкурентоспособным на внутреннем рынке, но и использовать эффект серийности и масштабировать реакторный парк за рубежом по оптимальной цене", — отметила эксперт.
Во-вторых, Росатом является полностью интегрированной корпорацией, добавила Дазиано.
"Компания, которой руководит бывший премьер-министр Сергей Кириенко, включает в себя все этапы жизненного цикла атомной энергетики – от добычи и обогащения урана до эксплуатации АЭС и их вывода из эксплуатации, а также переработки отработавшего ядерного топлива", — напомнила она.
Наконец, Росатом интенсивно наращивает активность в «странах-новичках», где в будущем и будет сосредоточено большинство новых реакторов, добавила Дазиано.
"Росатом на этих рынках предлагает полностью интегрированное предложение: от различных вариантов по финансированию сооружения АЭС, до совместного развития ядерной инфраструктуры и подготовки кадров, содействия в решении вопросов обращения с радиоактивными отходами и отработавшим ядерным топливом, совместной работы с общественностью", — написала эксперт.
Дазиано напомнила, что ранее Росатом получил "твердые заказы" на строительство АЭС в Индии, Китае, Вьетнаме, Финляндии, Турции, Венгрии, Беларуси, Бангладеш.
"Именно эти факторы и определяют успешность российской модели на экспорт", — подчеркнула Дазиано.
Польза от партнерства с Росатомом
Вместе с тем, перенос модели Росатома на французскую почву представляется непростым делом, отметила эксперт.
"В контексте дискуссий касательно реорганизации французской атомной отрасли поворот Areva к иностранным партнерам, например, Росатому, представляется более полезным. Уже налаженное сотрудничество с китайскими энергетическими компаниями и их участие в таких проектах, как строительство (реактора по французской технологии) EPR в Хинкли Пойнт в Великобритании, отнюдь не является препятствием для развития диалога с другими иностранным предприятиями, российскими в особенности", — написала Дазиано.
По мнению эксперта, диверсификация иностранных партнеров и сотрудничество в ядерной сфере между Францией и Россией могло бы быть опробовано в международных проектах, особенно в свете ранее сделанных заявлений Росатома о готовности сотрудничать с Areva и EDF.
"Тем более что уже имеется опыт успешного взаимодействия, например, в топливных вопросах или вопросах модернизации болгарской атомной станции", — отметила Дазиано.
Вдобавок географические зоны интересов Areva и Росатома зачастую "гармонично дополняют друг друга", например, в Африке, Латинской Америке и Азии, пишет эксперт.
"Исторически, Франция присутствовала на ядерных рынках этих стран, но сегодня нередко наблюдается интерес к российским технологиям. Очевидно, что вопрос взаимовыгодного сотрудничества наших атомных комплексов на рынках третьих стран требует серьезного рассмотрения", — резюмировала Дазиано.