Херсонесские епископы-мученики
Священномученики Василий, Ефрем, Евгений, Елпидий, Агафодор, Еферий и Капитон в разное время были епископами в Херсонесе Таврическом в Крыму. С проповедью Евангелия они доходили от Причерноморья до Дуная и Днепра, а мученическую смерть почти все приняли в городе, где, по преданию, в 987 году принял крещение Киевский князь Владимир.
Начало просвещения Тавриды было положено, по преданию, апостолом Андреем Первозванным. Затем распространению здесь христианства способствовали его же гонители, ссылая сюда исповедников Христа. Так, в царствование императора Траяна в Херсонес, в Инкерманские каменоломни, был сослан ученик святого апостола Павла Римский епископ Климент. Там он продолжил свою проповедь и там же принял мученическую смерть.
В IV веке, до начала Великого гонения на христиан императора Диоклетиана, в Херсонесе, который служил базой для римских воинов, была учреждена епископская кафедра: Иерусалимский патриарх Ермон направил туда епископов Ефрема и Василия. Затем Ефрем отправился к скифам, жившим по Дунаю, где и был ими убит. А Василия, проповедовавшего в Херсонесе, в конце концов избили, выгнали из города, и, пока страсти не улеглись, он скрывался в пещере в окрестных горах, а вернувшись в Херсрнес, стал жертвой вооруженной толпы, натравленной на него местными иудеями: 7 марта (20 марта по новому стилю) 309 года его схватили и, связав, волокли по улицам, пока, наконец, не забили до смерти камнями и палками. Останки святого христиане похоронили в пещере.
Через год, узнав о мученической кончине святителя Василия, три его сподвижника — епископы Евгений, Елпидий и Агафодор — решили ехать в Херсонес продолжать святое дело. Они с жертвенной самоотверженностью проповедовали Евангелие, но вскоре разделили участь своего предшественника — 7 марта 311 года беснующиеся язычники также побили их камнями, и тела их христиане тайно погребли в той же пещере.
А через несколько лет, уже при Константине Великом, из Иерусалима в Херсонес прибыл епископ Еферий, но язычники продолжали буйствовать, и он вынужден был отправиться в Константинополь с жалобой императору. Только после его вмешательства херсрнесские христиане смогли беспрепятственно совершать богослужения, и Еферий успел даже построить в городе храм. Скончался он на острове Алос, возвращаясь из Константинополя, куда вторично ездил благодарить императора Константина за защиту христиан.
На его место в город прислали епископа Капитона, который, прослужив там несколько лет, в одной из своих миссионерских был застигнут бурей в устье Днепра, корабль его прибило к берегу, и местные жители-язычники, ограбив судно и захватив в плен спутников святителя, самого его утопили.
От древнего Херсонеса теперь остались лишь развалины близ Севастополя, да вырубленный в скале над морем в Инкерманской долине небольшой храм святого Климента Римского, в котором сохранились гробницы мучеников, пострадавших здесь за Христа.
С начала V века город стал духовным центром, откуда христианская проповедь распростра¬нялась на север, в сторону Руси. С IX века в Херсонесе начало селиться все русских. Археологические раскопки показали, что в нем было более 50 храмов V — XIV веков. В эпоху расцвета Византии на полуострове было уже 5 епархий, а Херсонес, став связующим звеном между Византией и Киевской Русью, сыграл важнейшую роль в христианизации Руси.