Европейская комиссия за демократию через право (Венецианская комиссия), которая является консультативным органом по конституционному праву при Совете Европы, в декабре прошлого года рассмотрела принятый Верховной радой Украины закон о люстрации и рекомендовала его доработать.
О том, приняли ли в Киеве во внимание замечания Венецианской комиссии по этому закону, как в целом идет процесс по улучшению украинского законодательства и какие положения конституции страны должны быть пересмотрены в срочном порядке, в интервью руководителю представительства РИА Новости в Женеве Елизавете Исаковой рассказал президент Венецианской комиссии Джанни Букиккьо.
— Господин Букиккьо, в прошлом году Венецианская комиссия опубликована доклад, посвященный закону о люстрации, принятому на Украине. Наблюдает ли комиссия за тем, как выполняются Киевом ваши рекомендации? Есть ли прогресс в этом направлении?
— Как вы знаете, наше мнение по закону о люстрации было критическим, так как отдельные элементы этого закона не соответствуют международным стандартам. К примеру, факт того, что люди, которые работали в советской системе, спустя 20 лет попали под люстрацию и независимость комиссии, которая должна заниматься этими случаями, не была гарантирована.
Мы негативно высказались по закону о люстрации. Но мы получили также очень позитивную оценку от министра юстиции Украины Павла Петренко, который понял наши комментарии и высказал намерение пересмотреть закон.
Так что пересмотр (закона — ред.) сейчас в процессе. Делегация Венецианской комиссии, которая работала над этим вопросом, была направлена в Киев две недели назад и провела углубленные дискуссии с украинскими экспертами, в том числе из Верховной рады.
Тогда было понятно, что это закон не является нормальным законом о люстрации. Потому что его основная цель — это не высокопоставленные чиновники, которые были вовлечены в систему Януковича, а полная чистка Украины, общества, администрации от коррупционеров. Но для этих целей существуют другие средства, кроме закона о люстрации.
Я действительно сомневаюсь, что закон о люстрации является самой подходящей системой для борьбы с этой реальной, конкретной проблемой. Но выбор того или иного пути зависит от Украины, при условии, что она уважает демократические стандарты.
— Вы сказали, что направили миссию на Украину, чтобы проследить за выполнением рекомендаций Венецианской комиссии по закону о люстрации…
— Нет, не для того, чтобы проследить за выполнением, а для обсуждения с властями пересмотра закона.
— Это будет отражено в каком-то новом докладе?
— Да, эта делегация, конечно, доложит о ситуации на пленарной сессии Венецианской комиссии в конце месяца, 20-21 марта. Так что у нас будет новый раунд дискуссий, касающихся закона о люстрации. Скорее всего, о репрессиях в отношении представителей украинских властей. И мы выскажем свое мнение.
Скорее всего, Киев не завершит пересмотр закона в ближайшие дни. Так что мнение Венецианской комиссии не сможет быть принято в марте. Но, возможно и вероятнее всего, это произойдет в июне. Потому что до сих пор мы не получили новый текст (закона о люстрации для оценки — ред.).
— Вы сказали, что данный закон или любой другой закон должен соответствовать европейским стандартам. Но даже офис верховного комиссара ООН по правам человека недавно обвинил Украину в том, что ограничения на передвижение по территории страны, особенно в ее восточных частях, противоречат европейским стандартам, в частности закону о свободе передвижения…
— Венецианская комиссия была создана с целью развивать демократию, права человека и верховенство права во всех странах-участницах. Но Венецианская комиссия — это не полиция. У нас нет армии или средств давления. Мы сотрудничаем со странами по их собственному запросу. И мы не вмешиваемся во внутренние вопросы стран до тех пор, пока не будет запроса от самого государства или органов Совета Европы. Мы не проявляем инициатив. Но наша цель — сделать так, чтобы страны-члены уважали демократические стандарты.
— Недавно глава МИД ФРГ заявил о необходимости для властей Украины начать обсуждение закона о децентрализации. Венецианская комиссия будет участвовать в этой дискуссии? Вас приглашали?
— Конечно. Потому что децентрализация, на мой взгляд, является наиболее важной темой на сегодня для украинских властей. Развитие на данном направлении должно появиться как можно скорее.
Я вижу здесь два уровня. Первый — законодательный уровень. Киев должен подготовить закон о децентрализации для всей страны, не только для Донбасса. Особенно в свете новых местных выборов в октябре нынешнего года. До выборов украинцы должны знать, какие органы местных властей будут существовать, какой у них будет мандат, цели и так далее. Все это должно происходить на законодательном уровне, и здесь Венецианская комиссия, скорее всего, не будет вовлечена, потому что в Совете Европы есть другие службы, более компетентные в вопросах децентрализации. В частности, генеральный директор по правам человека и конгресс местных властей.
Но есть и второй уровень, конституциональный. И тут Венецианская комиссия более компетентна и должна быть вовлечена. Чтобы добиться хорошей децентрализации, необходимо для этого иметь какую-то основу в конституции. И здесь очень важно указать особенность Донецкой и Луганской областей. Поэтому, скорее всего, необходимо внести в конституцию какую-то ссылку в отношении этих регионов. Мы, конечно же, будем рекомендовать украинским властям принять в этом отношении меры в соответствии с положениями второго минского соглашения. Так что мы ждем.
Я считаю, что это очень важная тема, которая является приоритетом для Украины. И я надеюсь, что Украина, ее власти в скором времени начнут работать над этим вопросом, и мы готовы продолжать наше сотрудничество в этом направлении.
Я должен сказать, что это сотрудничество с Украиной у нас очень хорошее. Нас попросили высказать свое мнение по ряду законов и важных тем. И мы продолжим это делать. Для нас Украина сегодня является приоритетом.
— Можете чуть подробнее рассказать о сотрудничестве в области, касающейся прав человека. Что требует улучшения? Потому что сейчас даже Совет по правам человека ООН критиковал Украину за то, что она откладывает принятие многих важных законов.
— Послушайте, Украина сегодня находится в очень сложной ситуации. И непросто принимать новые законы или пересматривать их. Но Киев делает много. Конечно, они могут делать и больше, но опять же есть другие проблемы, которые отнимают у них время.
Наше сотрудничество с Украиной носит долгосрочный характер. Много лет мы говорили о том, что конституция Украины должна быть пересмотрена, потому что ряд элементов конституции 2004 года, которая была вновь принята, не соответствуют стандартам. И, что важнее, не содействуют эффективному руководству государством. В частности, речь идет о структурных проблемах между президентом, премьером и парламентом. Баланс между ними должен улучшаться. Но кроме этого много других вещей должны быть улучшены в конституции.
На данный момент мы сотрудничаем с Украиной по реформе судебной власти. Судебная система на Украине работала крайне плохо, особенно во время режима Януковича. Она не была независимой и беспристрастной. Несколько недель назад Верховной радой был принят закон, касающийся обеспечения права на справедливый суд. И нас попросили высказать свое мнение об этом законе. Это будет сделано во время нашей сессии в марте. Этот закон — хороший шаг вперед. Но опять же, некоторые элементы не могут быть улучшены до тех пор, пока не изменится конституция. Вот это проблема. Потому что, к примеру, компетенции Высшего совета юстиции Украины прописаны в конституции и должны быть изменены в конституции. И любое законодательство в области прав человека не будет стоить многого без независимых и беспристрастных судей, которые его смогут усилить.
Пока же я надеюсь, что новая комиссия по разработке изменений в конституцию Украины, которая была учреждена президентом Петром Порошенко, в скором времени начнет работать. И я надеюсь, и думаю, что нас пригласят к участию в работе этой комиссии. И я вижу здесь несколько приоритетов.
Во-первых, это децентрализация. Во-вторых, судебная власть. В третьих, позиция генерального прокурора, в особенности отмена его функций как надзорного органа власти. Это важные и срочные вопросы. В дополнение к ним существует дисбаланс между государственными органами власти — президентом, премьером и парламентом, который должен быть исправлен. А также другие темы, в частности, принятие закона о свободе собрания. Но мы, однако, понимаем, что в данной ситуации этот закон может быть не в числе основных приоритетов Украины.
Учитывая, что все это сейчас надо срочно решать на Украине, они не могут это сделать моментально. По моему мнению, они должны придерживаться пошагового подхода и начать принимать поправки по наиболее срочным темам, о которых я уже упомянул: децентрализация, судебная власть и так далее. И продолжить позднее работу над другими вопросами.
Важно, чтобы первые поправки, особенно касающиеся децентрализации и судебной власти, были приняты в первом чтении до летних каникул. Чтобы затем быть полностью принятыми во втором чтении в сентябре-октябре. Это одно из обязательств, которые заложены во втором минском соглашении.
— Я как раз хотела спросить о временных рамках для выполнения всех необходимых изменений.
— В моем понимании временных сроков, которые я предложил украинским властям, было бы как можно скорее начать работать в рамках комиссии по пересмотру конституции. Чтобы подготовить первые поправки, касающиеся децентрализации и судебной власти, а также, возможно, других вещей, как можно скорее их принять в первом чтении в июне, а в финальном чтении — в сентябре-октябре, до местных выборов.
— А у вас уже есть понимание того, кто из Венецианской комиссии может участвовать в работе комиссии по пересмотру конституции Украины?
— У нас есть несколько членов Венецианской комиссии, которые занимаются Украиной. Одна из них в частности готова наращивать свое сотрудничество с Киевом. Это Ханна Сухоцкая, бывший премьер-министр Польши, которая очень хорошо знает ситуацию на Украине, понимает украинский и готова работать.
— Не могли бы вы рассказать, какие еще законы Венецианская комиссия намерена рассмотреть в ближайшее время? Со стороны Украины и, возможно, России.
— Вновь хочу напомнить, что мы действуем только по запросам и не проявляем инициативу. От Украины мы каждый день получаем запросы.
Мы получаем запросы по конституциональным вопросам, иммунитете членов парламента, судей и другие. Так что у нас очень хорошее взаимодействие.
С Россией у нас много лет продолжался конструктивный диалог по многим вопросам. И я надеюсь, что в Москве поймут, что мы, как обычно, готовы взаимодействовать с российскими властями. Но на сегодняшний момент мы не получали никаких запросов из РФ.
Понимаете, мнения Венецианской комиссии не являются обязательными…
— Но они затем идут в Совет Европы.
— Конечно, Совет Европы смотрит, что страна делает с мнением Венецианской комиссии. Но оно не обязательное для исполнения. В принципе, страны на 100% не следуют нашим рекомендациям. Они берут лишь часть, иногда большую, иногда меньшую. Но мы существуем, чтобы делиться европейской мудростью. И от каждой отдельной страны зависит, хочет ли она улучшить уровень своей демократии, защиты прав человека и верховенства права.