Рейтинг@Mail.ru
Конституционная реформа цвета хаки - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Конституционная реформа цвета хаки

Читать ria.ru в
Дзен
Киев намеренно оттягивает начало политического процесса, поскольку видит в перспективе интеграции ДНР и ЛНР слишком много рисков, замечают Захар Виноградов и Андрей Лубенский.

Захар Виноградов, обозреватель РИА Новости

Андрей Лубенский, обозреватель РИА Новости-Украина

В четверг в Киеве, в соответствии с указом президента Петра Порошенко, начинает работать Конституционная комиссия, которая должна подготовить и внести на рассмотрение главы государства, а также Верховной Рады предложения по изменению некоторых статей Основного закона страны. С нашей точки зрения, это — одно из важнейших политических событий в жизни Украины.

Конституционные изменения, в зависимости от того, что выберут из предложенного Петр Порошенко а потом украинский парламент, могут фактически остановить гражданскую войну на востоке и придать в целом новый импульс всей украинской государственности, а могут, наоборот, усугубить имеющиеся противоречия, загнать проблемы вглубь и привести к дальнейшей эскалации напряжения.

В любом случае, очевидно, что таким, какое оно сегодня, украинское государство существовать не может.

Украинская парадигма

Переговоры лидеров России, Германии, Франции и Украины в Минске
Полный текст Минских соглашений
Нынешние изменения — вынужденная мера, это было прописано в политической части минских соглашений от 12 февраля. Конечно, украинская власть и сама обещала преобразования, однако в данном случае загвоздка в том, что изменения в Конституции должны учитывать интересы самопровозглашенных республик Донбасса. Кроме того, по предложению одного из участников минских соглашений, России, Украина, чтобы сохраниться, должна из унитарного государства превратиться в федеративное, то есть предоставить более широкие полномочия нынешним регионам, а где-то даже пойти и на резкое сужение прав центральной власти. Это, в свою очередь, может привести и к целому ряду других изменений — в области бюджетной политики, формирования органов управления, налоговой и языковой политики и т.д.

С точки зрения нынешней центральной власти, такие изменения невозможны, речь может идти лишь о децентрализации власти, которую в Киеве понимают узко, как расширение некоторых прав "громад", то есть местных органов власти, но никак не регионов.

Президент Порошенко оказался в политической и законодательной ловушке. Как участнику минских соглашений ему необходимо обеспечить выполнение политической части этих соглашений. А они направлены прежде всего на умиротворение восточной части страны — самопровозглашенных ДНР и ЛНР. То есть без участия руководителей этих регионов проводить изменения в Конституции бесполезно, ведь тогда умиротворение, ради чего все и затевается, станет невозможным. Но участие руководителей самопровозглашенных республик в подготовке конституционной реформы, принятие в какой-либо форме их предложений, расширение полномочий и прав этих регионов может вызвать резко отрицательную реакцию со стороны радикально настроенного парламентского большинства. И не только по отношению к главам самопровозглашенных республик, но и к самому Порошенко.

Поэтому президенту сейчас надо скорее искать компромисс не с "мятежным востоком", а с собственным парламентом. Тем временем ДНР и ЛНР уже стучат в двери, предлагая предметно обсудить конституционные изменения.

Покончить с разгулом национализма

Как считает постпред РФ при ОБСЕ Андрей Келин, минские договоренности должны реализовываться полностью и в комплексе.

По словам постпреда РФ, "устойчивое урегулирование кризиса возможно, только если сами украинцы договорятся между собой". "Киеву необходимо найти общий язык со всеми политическими силами и регионами страны, покончить с разгулом радикализма и национализма", — говорит российский дипломат. Он также призвал руководство Украины "отмежеваться от "партии войны" и прочих экстремистов, взять курс на достижение мира и согласия в многонациональном украинском обществе на общеприемлемой основе".

Ведь проблема Киева, как стало очевидно за минувший после государственного переворота год, не только в том, что Донецк и Луганск не признают нынешнюю центральную власть. Они, прежде всего, не признают идеологию этой власти, которая взяла курс на мононациональное украинское государство с европейской ориентацией.

А Донецк и Луганск, как неоднократно заявляли руководители этих республик, имеют другую, диаметрально противоположную идеологическую и политическую ориентацию — не на ЕС, а на Россию, и не на украинский мононационализм, а на русский мир. В этом принципиальном различии и кроется мина замедленного действия, которая может разорвать весь конституционный процесс в Украине.

С людьми (то есть с руководителями Украины и руководителями самопровозглашенных республик) еще как-то можно договориться, а вот идеологию поменять — вряд ли. А именно эти идеологические различия и являются принципиально важными для обеих сторон конфликта.

При этом напомним, что победители прошлогоднего государственного переворота, именно этого, мононационального, проукраинского и антироссийского, подхода к решению государственного устройства Украины и добивались на Майдане. Даже малейшие изменения в идеологических вопросах для них равносильно поражению.

Поэтому вопрос о том, сможет ли Порошенко в полной мере выполнить политическую часть минских соглашений без серьезного политического риска для себя, остается весьма сомнительным.

Проблема участия республик Донбасса

Представитель Луганской народной республики Владислав Дейнего (ЛНР). Архивное фото
Дейнего: Киев не подменит ДНР и ЛНР на переговорах прежними властями
Республики Донбасса собираются в Киев на переговоры по вопросу внесения изменений в Конституцию. Об этом заявил спикер парламента ДНР Андрей Пургин. По его словам, он уже предложил председателю Верховной Рады Украины Владимиру Гройсману принять их делегацию.

Спикер Верховной Рады Владимир Гройсман в ответ на приглашение главы ДНР Андрея Пургина посетить Донбасс для обсуждения выполнения пунктов минских договоренностей в части поправок к Конституции Украины заявил, что готов ехать в регион только после местных выборов.

"После местных выборов я с удовольствием от легитимной власти получу приглашение, и с удовольствием посещу любой населенный пункт Донбасса, потому что Донбасс — это Украина", — заявил Гройсман на пресс-конференции 10 марта.
"К процессу консультаций должна быть привлечена законно избранная власть. На мой взгляд, сегодня законно избранная власть, даже на временно оккупированных территориях — это те, кого избирали люди на местных выборах 2010 года", — сказал Гройсман.

И тут, как говорится, нашла коса на камень. "Если киевские власти собираются вести консультации об изменениях Конституции с бывшими властями Донецкой и Луганской областей, то пусть они с ними договариваются и об остальных вопросах: о прекращении огня, об отводе техники и об обмене пленными", — сказал полпред ДНР в Контактной группе по мирному урегулированию Денис Пушилин. Он также отметил, что ДНР идет на переговоры с Киевом из стремления сохранить жизни.

"Мы призываем строго следовать пунктам минских соглашений, а там четко сказано, с кем необходимо проводить согласования по вопросам конституционной реформы, выборам и другим — пункты 11 и 12 „Комплекса мер по выполнению Минских соглашений" от 12 февраля 2015 года", — заявил представитель ДНР.

Между тем, по мнению эксперта Вадима Карасева, Киев намеренно оттягивает начало политического процесса, поскольку видит в перспективе интеграции ДНР и ЛНР слишком много рисков — предпочтительнее вариант с вводом миротворцев.

Какой быть новой Конституции?

Реально именно сегодняшний день, когда в Киеве начинает работать Конституционная комиссия, и является точкой отсчета для Украины. Она либо найдет путь к примирению и тяжелому скреплению государства, несмотря на сопротивление националистов, либо пойдет назад — в войну, которая принесет новые жертвы и беды.

Возможен ли третий путь, то есть вялотекущее политическое противостояние с сохранением неопределённого статуса? Мы считаем, нет. Поскольку экономику разрушенных войной регионов надо восстанавливать, надо вытаскивать население из гуманитарной катастрофы, в которую оно попало. И это возможно либо в составе реформированной Украины, либо при выходе из нее с изменением международного статуса.

В любом случае из трех, нам, видимо, придется ожидать не столько и не только политических споров, но и открытого противостояния сторонников различного государственного устройства Украины. На фоне общего экономического и социального провала страны такое противостояние может приобрести крайне радикальный вид — очередного Майдана, очередного всплеска вооруженного противостояния в Киеве.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала