МОСКВА, 11 мар — РИА Новости. Московские правозащитники посетили в "Лефортово" фигурантов дела об убийстве оппозиционного политика Бориса Немцова, и теперь им самим грозит уголовное преследование за вмешательство в работу следствия.
Между тем последовавшая за визитом СИЗО публикация о якобы имевших место пытках фигурантов дела получила международный отклик — ею заинтересовался, в частности, спецпосланник Совета ООН по правам человека Хуан Мендес.
Немцов, застреленный в центре Москвы в ночь на 28 февраля, занимал в 1990-х ряд высоких постов в правительстве РФ, в нулевых годах перешел в оппозицию. В настоящий момент по делу арестованы пять человек — это предполагаемый исполнитель Заур Дадаев, а также Анзор Губашев, его брат Шагид Губашев, Хамзат Бахаев и Тамерлан Эскерханов. Дадаев ранее дал признательные показания, но затем, по данным общественников, от них отказался.
Скандальная публикация
Во вторник газета "Московский комсомолец" сообщила о посещении членами Общественной наблюдательной комиссии (ОНК) в СИЗО задержанных братьев Губашевых и Заура Дадаева, которые заявили о том, что по отношению к ним якобы применялась физическая сила.
По итогам общения с фигурантами дела об убийстве Немцова Цветков заявил, что они находятся в удовлетворительном состоянии, вину свою отрицают, но следов пыток, якобы под которыми один из обвиняемых признался в убийстве, правозащитники не обнаружили.
На запястьях Заура Дадаева нашли следы от наручников, также у него есть ссадина в области колена размером примерно 1,5 на 1,5 сантиметра, но это пока ничего не доказывает.
"Также он заявил о том, что подвергался пыткам с применением электротока, но опять же мы внимательно изучили те части тела, к которым, с его слов, прикреплялись электропровода, и не увидели ожогов. Поэтому сейчас мы не можем утверждать, что подобные пытки против него проводились", — сказал Цветков после посещения "Лефортово".
Между тем Басманный суд Москвы опроверг распространенную СМИ информацию о том, что Дадаеву якобы не дали слова на заседании, когда он хотел выступить и отказаться от данных ранее признательных показаний.
"Суд предоставил слово Дадаеву. Однако обвиняемый думал, что уголовное дело уже рассматривается по существу, а судья попросила его высказать мнение по поводу ходатайства следствия об избрании меры пресечения", — сказала РИА Новости пресс-секретарь суда Анна Фадеева.
Совет по правам человека в свою очередь попросил Генпрокуратуру и Следственный комитет проверить информацию о применении пыток к Дадаеву и Губашевым, а ко ФСИН обратился с просьбой обеспечить их безопасность в СИЗО.
Следствие просит не мешать
Следственный комитет России жестко отреагировал на информацию, опубликованную после похода правозащитников в "Лефортово". По мнению следствия, посещение членами ОНК Дадаева было организовано исключительно для выяснения условий его содержания.
При этом, по заявлению СК, члены этой комиссии, не являясь участниками уголовного процесса, стали интересоваться материалами дела, таким образом нарушив закон.
"Подобные действия могут быть расценены как вмешательство в деятельность следователя в целях воспрепятствования всестороннему, полному и объективному расследованию дела, то есть по части 2 статьи 294 УК РФ. Этим действиям будет дана соответствующая процессуальная оценка", — говорится в сообщении ведомства.
Меркачеву и Бабушкина в ближайшее время ожидает разговор со следствием, а также "другие следственные действия, направленные на выяснение всех мотивов, которыми они руководствовались, подробно интересуясь обстоятельствами уголовного дела и публикуя их в СМИ".
Касательно заявлений о якобы имевших место пытках в отношении фигурантов дела Немцова в СК заявили, что если от них поступят заявления о применении к ним насилия, то следствие тщательно проверит все доводы.
Обвинения отвергают
Сами правозащитники претензии со стороны следствия отрицают. В частности, Меркачева заявила в беседе с РИА Новости, что "вопросы правозащитников касались прав человека, не более того".
В редакции "Московского комсомольца" также заявили, что считают обвинения Следственного комитета РФ в адрес Меркачевой надуманными.
"Мы надеемся, что Следственный комитет в данном случае объективно подойдет к этой ситуации и не будет заниматься, скажем так, охотой на ведьм", — сказал замглавреда Станислав Скобло РИА Новости.
Международная реакция
На сообщения о пытках в отношении фигурантов дела Немцова оперативно отреагировало мировое сообщество. Спецдокладчик Совета ООН по правам человека по вопросам пыток аргентинский правозащитник Хуан Мендес заявил, что запросит у властей России информацию о возможных случаях применения пыток в отношении Заура Дадаева.
Мендес отметил, что впервые слышит о возможных пытках Дадаева, но если есть основания для соответствующих подозрений, эта информация, безусловно, должна быть проверена.
Спецдокладчик СПЧ ООН добавил, что прежде, чем направлять официальный запрос властям РФ, ему необходимо получить достаточную доказательную базу о возможных пытках Дадаева. Эти данные Мендес надеется получить из открытых источников, в частности сообщений неправительственных и правозащитных организаций.
"Расстрельный список"
Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков со своей стороны назвал вопрос о "расстрельных списках" абсурдным, а за комментариями о расследовании по делу Немцова посоветовал обращаться в СК РФ.
"Мне неизвестны детали всех докладов правоохранительных и силовых служб. Да и невозможно разглашать", — сказал Песков радиостанции "Эхо Москвы".