МОСКВА, 11 мар — РИА Новости. Фестиваль "Музыка на все времена" к 175-летию русского музыкального гения Петра Чайковского пройдет в Москве, в Большом зале Московской консерватории с 11 марта по 10 июня.
Как рассказали организаторы, "Пиковая дама" будет исполнена в своем первозданном виде, без купюр и режиссерских вмешательств. Наряду с популярнейшими опусами прозвучат редко исполняемые произведения Чайковского.
"Погружение в мир ранних симфоний композитора, его духовной музыки, откроет слушателям неожиданного Чайковского, показав пройденный им путь, приведший к главным шедеврам — четвертой, пятой, шестой симфонии и опере "Пиковая дама", — сказал РИА Новости Полянский.
По его мнению, от первых сочинений к последним можно проследить биографию автора. Первая симфония "Зимние грезы" и вторая овеяны светлой атмосферой, третья более сдержанна по характеру, хотя особого драматизма, как считает Полянский, там нет. "Это перепутье, когда с прошлым еще не разорвана связь, но есть предчувствие грядущих перемен. И резкий скачок — четвертая, где наступает безысходный мрак. Пятая симфония — страшная, в ней судьба скручивает человека. А в шестой — уже взгляд в бездну, за последний предел", — рассказал Полянский.
ЧАЙКОВСКИЙ И ГОСУДАРСТВЕННАЯ КАПЕЛЛА
Государственная капелла уже сыграла и записала почти все оркестровое и хоровое наследие Чайковского: увертюры, все симфонии, включая "Манфреда", кантату "Москва" и литургию Иоанна Златоуста. Полянский за последние четверть века продирижировал и не по одному разу все симфонии Чайковского, но как единый цикл на фестивале "Музыка на все времена" они прозвучат впервые.
Высочайший уровень исполнения оркестром под управлением Полянского пятой симфонии Чайковского оценила британская публика во время осенних гастролей в 2014 году. "Музыка Чайковского вошла в плоть и кровь этого коллектива. Полянский исполнил этот бессмертный шедевр так, как, уверен, его хотел бы услышать сам Чайковский", — отозвался британский критик и композитор Роберт Мэтью-Уокер.
"Чайковский для меня — самый трудный композитор. В любом его сочинении всегда присутствует второй план, неочевидный, но крайне важный. Если удается при интерпретации выявить его, расслышать подтекст, скрытый в музыке, то лишь тогда я считаю, что исполнение получилось", — считает Полянский.
Государственная капелла — уникальный коллектив, объединяющий хор, оркестр и солистов-вокалистов. Он был создан в 1991 году при слиянии Государственного камерного хора Валерия Полянского и Государственного симфонического оркестра под управлением Геннадия Рождественского.