Информационное агентство "Синьхуа"
В последние дни на международной арене самым часто используемым словом стало "санкции". Обсуждение двух наиболее острых мировых проблем — украинского кризиса и иранской ядерной проблемы — без него не обходится.
Как сообщила 3 марта пресс-служба Белого дома США, президент США Барак Обама продлил на год срок действия ряда санкций в отношении России, введенных американской администрацией 6, 16, 20 марта, а также 19 декабря прошлого года в связи с кризисом в Украине. По словам Обамы, все эти санкции должны оставаться в силе после 6 марта 2015 года.
И это не единственный случай, когда западные лидеры вновь поднимают вопрос санкций. Федеральный канцлер Германии Ангела Меркель в конце минувшей недели в Брюсселе заявила, что если минские договоренности будут "серьезно нарушены", то члены ЕС и Европейская комиссия будут готовиться к введению еще более жестких санкций в отношении России. Ранее, 16 февраля, лишь через четыре дня после того, как лидеры России, Украины, Германии и Франции с трудом достигли в Минске новых договоренностей по политическому урегулированию украинского кризиса и прекращению огня на востоке Украины, в силу вступило решение Совета ЕС по иностранным делам от 9 февраля о включении в санкционный список ЕС ряда российских физических и юридических лиц.
Разумеется, МИД РФ выразил недоумение в связи с этим решением ЕС.
В течение года США, в несколько раундов вводя санкции в отношении Москвы, неизменно пытались связать Европу с противостоянием России, вынуждая ее ужесточить ограничительные меры в отношении Москвы. Однако страны ЕС, находясь ближе к России, после нескольких этапов введения санкций также не добились ожидаемой стабильности в Украине, расположенной на Европейском континенте. Наоборот, в определенной степени они уже стали испытывать на себе последствия этих санкций.
Реальные примеры международной политики показывают, что санкции как крайние меры не помогают при урегулировании острых проблем, а лишь осложняют их. Такой сценарий наблюдается и в иранской ядерной проблеме.
На переговорах по иранскому ядерному досье, которые сейчас вступили в ключевую фазу, западные страны во главе с США никогда не прекращали махать дубинкой санкций, заставляя Иран идти на компромисс. Однако долгосрочные санкции не привели к решению проблемы. Вряд ли какие-либо страны откажутся от собственных жизненно важных интересов в сфере безопасности ради избавления от санкций. Как заявил на днях в Женеве министр иностранных дел Ирана Мохаммед Джавад Зариф по итогам переговоров с госсекретарем США Джоном Керри, западным странам необходимо сделать выбор между достижением соглашения и сохранением санкций против Ирана. Если они действительно хотят достичь консенсуса с Тегераном, то не должны продолжать политику санкций.
Возвращаясь к украинской проблеме, можно сказать, что трагедия Украины заключается в низкой способности властей к управлению государством. При этом непонятна и нелепа логика США, которые пытаются с помощью введения санкций против третьей страны добиться преодоления кризиса в Украине. Ведь именно они сами приложили руку к прошлогоднему государственному перевороту в Киеве, переросшему в конце концов во всесторонний кризис в стране.
В условиях, когда уже появляется надежда на мирное урегулирование острого кризиса в Украине, и благодаря достижению новых минских договоренностей заметны первые признаки этого, возможно, и США, и ЕС следует не торопиться грозить санкциями, а продолжать совместные посреднические усилия по установлению взаимопонимания между конфликтующими сторонами на Украине, поддержанию режима перемирия и ведению содержательного диалога.
Но, конечно, можно подойти к сложившейся ситуации по-другому. Если США лишь стремятся к ослаблению потенциала России и защите собственной гегемонии, то они могут вечно играть в санкционные игры под предлогом урегулирования украинского кризиса. Тогда не будет надежды на долгосрочное урегулирование украинской проблемы.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции