Рейтинг@Mail.ru
Австрия не вернет "Бетховенский фриз" Климта наследникам Ледерера - РИА Новости, 06.03.2015
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Искусство
Культура

Австрия не вернет "Бетховенский фриз" Климта наследникам Ледерера

© Фото : Public domain"Бетховенский фриз" Климта. Архивное фото
Бетховенский фриз Климта. Архивное фото
Читать ria.ru в
Дзен
Картина Густава Климта "Бетховенский фриз", о реституции которой наследники мецената просили австрийское правительство, останется в собственности государства в специальном зале здания "Сецессион" в центре Вены.

ВЕНА, 6 мар — РИА Новости, Андрей Золотов. Совет по реституции при министерстве культуры Австрии объявил в пятницу о своем решении рекомендовать министру не возвращать семье Августа Ледерера знаменитую картину Густава Климта "Бетховенский фриз", о реституции которой наследники мецената, покровительствовавшего художнику, просили австрийское правительство в 2013 году.

Фактически это означает, что произведение размером 34 на 2 метра, ставшее одним из главных символов австрийского искусства, останется в собственности государства и будет продолжать экспонироваться в специальном зале здания "Сецессион" в центре Вены. Хотя официальное решение по запросу наследников должен принять министр, не было случая, когда это решение отличалось от рекомендации совета, сообщили РИА Новости в министерстве.

Запрет на вывоз

Основанием для отказа послужило то, что связь между запретом на вывоз произведения, наложенном при первоначальной реституции картины в 1946 году, и ее продажей государству в 1973 году, а, следовательно, тот факт, что продажа была совершена под давлением, доказать не удалось, заявили государственные эксперты.

"Австрийская Республика создала для себя правила для возвращения произведений искусства. Но для этого связь между процедурой вывоза "Бетховенского фриза" и покупкой его республикой должна быть очень тесной. В данном случае это не так", — заявил на пресс-конференции в пятницу председатель совета по реституции Клеменс Яблонер.

Запрос на реституцию "Бетховенского фриза", который в октябре 2013 года подали параллельно две группы наследников, стал первым реституционным делом на основании нового закона 2009 года, позволяющего вернуть первоначальным владельцам не только незаконно отобранные вещи, но и выкупленные под давлением и по несправедливой цене.

Многолетняя тяжба

Климт написал "Бетховенский фриз" в 1902 году для выставки группы "Сецессион", где он располагался за бюстом Бетховена работы другого автора, от чего и получил свое название. Затем "Фриз" был разрезан на 7 частей, и в 1915 году его купил алкогольно-химический магнат и коллекционер Август Ледерер, поддерживавший Климта. Он умер в 1936 году. А в 1939 году нацистское правительство экспроприировало у его наследников как представителей "еврейского капитала" всю собственность.

После войны австрийское правительство вернуло коллекцию бежавшему в 1938 году в Швейцарию сыну Августа, Эриху Ледереру, но одновременно наложило запрет на вывоз произведений искусства. Как и большинство евреев, бежавших от преследования нацистов, Ледерер не хотел возвращаться в Австрию. После длительных переговоров было достигнуто соглашение: Ледерер передавал в дар Австрии несколько полотен, а взамен получал разрешение вывезти остальную коллекцию, за счет продажи которой он жил. Но австрийское правительство последовательно отказывалось снять запрет на вывоз "Бетховенского фриза", заявляли адвокаты наследников при подаче запроса в 2013 году. "Фриз" требовал реставрации, но Ледерер от нее отказывался, так как не мог ее оплатить.

В 1972 году Эрих Ледерер предложил австрийскому правительству выкупить "Фриз" за 1 миллион долларов. В итоге сделка была совершена в 1973 году за 15 миллионов австрийских шиллингов, или около 750 тысяч долларов. Адвокаты наследников ссылались на оценку аукционного дома Christie`s, по которой на мировом рынке в 1973 году за эту картину можно было выручить от 1,5 до 2 миллионов долларов.

Австрийское правительство произвело реставрацию картины и выставило его в "Сецессионе". Эта работа настолько важна для австрийской культуры, что ее мотивы использовались в изображении на золотой коллекционной монете в 100 евро, выпущенной в 2004 году.

Было ли давление?

Глава совета по реституции Яблонер заявил в пятницу, что правительство не использовало запрет на вывоз в качестве инструмента давления на Эриха Ледерера. "Федеральный канцлер Бруно Крайский на заседании правительства в 1972 году заявил, что есть две возможности — дать разрешение на вывоз или оставить его ("Фриз") в Австрии. Его желание было — купить картину у Ледерера. Он не использовал запрет на вывоз как инструмент давления на Ледерера, чтобы тот продал работу", — сказал Яблонер журналистам. Что касается цены, заплаченной за произведение, то совет не исследовал международный рынок искусства того времени, заявил он. "Могу лишь сказать, что 15 миллионов шиллингов были очень большие деньги в то время", — заметил Яблонер.

Адвокат Альфред Нолль, представляющий одну из групп наследников Ледерера, заявил в пятницу, что решение совета противоречит фактам. "Сегодняшняя рекомендация совета (по реституции) должна всех удивить, потому что она противоречит документам и фактам истории "Бетховенского фриза", — говорится в заявлении адвоката, распространенном в пятницу. По словам Нолля, представленные совету документы наглядно свидетельствуют о том, что правительство на протяжении 20 лет оказывало давление на владельца с целью выкупить у него эту ставшую символической вещь. Он выразил сожаление, что процесс принятия решения в совете проходит за закрытыми дверьми, в результате чего невозможно оценить подлинные основания принятого решения.

Яблонер сказал журналистам, что закон не предусматривает апелляции решения совета, а гражданский судебный процесс по данному вопросу невозможен за давностью лет. Он добавил, однако, что министр имеет право принять решение, отличное от рекомендации совета.

В то же время председатель совета заявил, что решение вряд ли повредит репутации Австрии с точки зрения реституции произведений искусства. "С одной стороны, в Австрии действительно было конфисковано много произведений искусства. Но с другой стороны, Австрия создала законную базу для реституции и действительно вернула владельцам (конфискованные вещи), чего не происходило, скажем, в Германии или Франции", — сказал он.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала