Александр Хроленко, обозреватель МИА "Россия сегодня"
Представленный на открывшейся в четверг ежегодной сессии Всекитайского собрания народных представителей военный бюджет Китая вновь вырос. И хотя подробности военных расходов страна не разглашает, ряд признаков позволяет предположить, что в этом году упор будет сделан на развитие военно-морского флота
Развитие и соперничество
По мнению спикера Всекитайского собрания народных представителей Фу Ин, государство должно обеспечить своим гражданам чувство безопасности: "Если мы будем отставать, то станем уязвимыми".
Приоритетом оборонного бюджета остается развитие современных информационных технологий для сухопутных, морских и военно-воздушных сил. Председатель КНР Си Цзиньпин недавно заявил, что хочет ускорить разработку новых боевых систем. Необходимо учитывать, что Китай создавал свои вооруженные силы практически с нуля, и отставал от технологических лидеров на десятилетия. КНР развивает отечественную оборонную промышленность, постепенно сокращая импорт оружия (второе место в мире после Индии). Собственная оборонка включает исследования и разработки.
Детали военных расходов Китай не афиширует, и порой получает упреки в сокрытии реальных цифр. Стокгольмский институт исследования проблем мира, например, полагает, что Пекин расходует на вооруженные силы в два раза больше заявленных средств. И все же тенденции просматриваются.
Утверждение о конфликте с Японией представляется сомнительным: ведь рост военной мощи Китая не обязывает его конфликтовать с соседями. Названные экспертом временные рамки модернизации вполне реалистичны.
После бурного развития китайских военно-воздушных сил и противовоздушной обороны наступило время значительно обновить военно-морские силы. Это особенно актуально, если учитывать гипертрофированные геополитические интересы США в регионе и территориальные споры Китая с Японией, Вьетнамом и Филиппинами.
Флот "голубой воды"
В средние века Китай владел мощным морским флотом, отказ от которого привел к упадку империи. В начале ХХI столетия началась эпоха возрождения военно-морских сил. Усиление экономической мощи, зависимость от импорта энергетических ресурсов потребовали превратить прибрежный флот в океанский.
Сегодня военно-морские силы Китая имеют в составе около 250 тысяч человек, один авианосец "Ляонин" (бывший "Варяг"), три атомные подводные лодки с баллистическими ракетами, пять многоцелевых атомных подводных лодок, 60 дизель-электрических подводных лодок, примерно столько же эсминцев и фрегатов, более 160 тральщиков и десантных кораблей.
Впрочем, кораблестроительная программа активно развивается. Здесь мнения российского доктора военных наук капитана 1 ранга Константина Сивкова и ранее упомянутого американца Давида Финкельштейна совпадают: китайские ВМС обретут качественно новый уровень к 2020 году.
Военный эксперт Франц-Стефан Гади дополняет в издании The Diplomat: "Судя по информации из открытых источников, по китайской военной доктрине и планированию, Пекин, скорее всего, вложит значительные средства в свой военно-морской флот (особенно противолодочные и десантные корабли)".
Вот и американский вице-адмирал Джозеф Маллой беспокоится, что Китай имеет подводных лодок больше, чем США, и наращивает географическую зону их развертывания.
США активно продвигают идею китайской военной угрозы. Тиражируют утверждения, будто развитие Китаем космических технологий нацелено на блокирование военной связи США и разрушение их способности одерживать победу в конфликтах.
И все же времена меняются. Государственное китайское агентство "Синьхуа" подчеркивает: "США придется отказаться от менталитета времен холодной войны в соответствии с историческими тенденциями и рассматривать военное развитие Китая объективно и рационально, усиливая взаимодоверие и поддерживая международный мир и безопасность совместно с Китаем".