Владимир Лепехин
В одной из предыдущих статей для Зиновьевского клуба под названием "Как и на чем закончится европейская цивилизация" мы обещали поговорить о так называемом глобальном антропологическом перевороте, начавшемся одновременно в западной и восточной частях Европы в минувшем веке и продолжающемся в веке нынешнем.
Что такое "антропологический переворот"
Под антропологическим переворотом мы имеем ввиду, прежде всего, фундаментальную трансформацию ценностных оснований западно-европейской цивилизации, которая на протяжении всей своей истории обладала статусом мирового морального лидера, а сегодня, очевидно, такой статус утратила.
Моральное лидерство Западной Европы было основано не только на приверженности европейских элит библейским ценностям, но также на возведении в императив идей гуманизма и социальной солидарности, оформившихся в эпоху Возрождения в ценностную систему, которая, в свою очередь, стала основой передовых идеологий Нового времени — социализма и либерализма.
Свобода, равенство, братство, справедливость, достоинство — эти и некоторые другие идеалы, начертанные на знаменах всех без исключения подлинных социальных революций Старого света, явились основой светской версии Нагорной проповеди, её, можно сказать, творческим развитием, благодаря которому Западная Европа стала тем, чем она стала к началу XX века, — территорией свободы и социального прогресса.
Поворот, разворот или все-таки переворот?
В последние годы многие политологи говорят о разного рода поворотах в эволюции Большой Европы: о левом, правом, неофашистском и прочих. Мы, со своей стороны, уверены, что в начале XX века в Европе (и в западной, и в восточной её частях) начался именно ПЕРЕВОРОТ, который в период событий на Украине в 2013 году достиг своей кульминационной фазы.
Заметим, что переворот этот — не политический, не технологический и не государственный. Он именно антропологический, поскольку предполагает переворот в базисных экзистенциях, то есть — в смысле существования каждого конкретного человека. Ни больше и не меньше.
Заметим, что для переворота необходимо наличие двух сторон, одна из которых в итоге уступает место другой. В парадигме представления Большой Европы как континента, состоящего из западной и восточной частей, под глобальным переворотом следует понимать изменение соотношения (субординации) этих двух европ, которое, в свою очередь, имеет планетарное значение.
Алгоритм антропологического переворота
Предпосылкой начала поражения Запада на ценностном поле стало формирование в Европе в начале XX века двух принципиально новых систем жизнедеятельности. Россия после свержения монархии и гражданской войны приступила к строительству "социализма", а Германия, тоже после известных пертурбаций (прежде всего, после поражения в Мировой войне) встала на путь строительства нацистского государства.
Нынешние евроидеологи пытаются провести разного рода тождества между этими двумя моделями, хотя они настолько далеки друг от друга (по смыслу, а не по форме), что впору говорить о полярностях.
Становление нацистской модели жизнедеятельности в сердце Европы не было случайным, как не была случайной и попытка реализации христианского идеала (в формате "социализма") в крестьянской России. За каждой из них стоял тысячелетней опыт развития западного и восточного анклавов христианского мира.
Поражение Западной Европы (идеи "Третьего рейха") в борьбе с советской Россией (с идеей "социальной справедливости") стало началом нравственной деградации западноевропейских элит, оказавшихся неспособными отрефлексировать должным образом итоги Второй Мировой войны. Россия, как победитель континентального противостояния возвысилась нравственно и духовно; Западная Европа, начав войну и утратив по её итогам суверенитет, адаптировалась к новой расстановке сил и реваншистски затаилась.
Начало второму этапу глобального антропологического переворота положили позднесоветская трансформация и последующее упразднение СССР.
Известно, что Запад воспринял крах Советского Союза как свою победу в холодной войне, после чего главный её бенефициар (США) посчитал себя вправе диктовать волю миру без оглядки на традициционную мораль. Соответственно, и Западная Европа, как вассал нового мирового гегемона, посчитала возможным достать из сундука реваншистские идеи, дабы вновь применить их по отношению к России. В свою очередь, российские квазиэлиты 80-х годов прошлого века ошибочно посчитали, что потерпели поражение и фактически передали страну во внешнее управление.
На самом деле "перестройка" в СССР стала следствием преимущественно собственного выбора советского народа — закономерным финалом 70-летнего развития "новой социальной общности" на идеалах гуманизма и коммунитарности. Она стала, по сути, актом стремления советских людей привести свою страну в соответствие с названными идеалами, и стартовала перестройка, как известно, с лозунга "социализм с человеческим лицом".
Полагаем, что в середине 80-х годов прошлого века в СССР началось выпрямление придавленного советской административной системой собственно русского цивилизационного Духа, и сегодня мы наблюдаем нарастание предпосылок и факторов его грядущего восхождения.
Возврат России к своим цивилизационным корням и скачок Запада в техноглобализм наложились друг на друга и предопределили тем самым неизбежное столкновение двух ценностных систем, результатом чего и стал антропологический переворот — до сих пор не осознаваемая западными и российскими элитами смена ведущих и ведомых (в ценностном смысле) мировых субъектностей.
Современная Западная Европа все больше превращается в свою противоположность, разменивая философию и этику гуманизма на соблазн видеть себя в составе "золотого миллиарда" неважно в каком качестве. И сегодня, в ходе начатой Западом против России спецоперации, его передовые батальоны (Западная Европа) оказались в своеобразном мировоззренческом "котле", хотя, как и Порошенко после окружения ВСУ в районе Дебальцево, продолжают делать вид, что "так и было задумано".
Место событий на Украине в мировом антропогенезе
События на Украине весной и летом прошлого года стали кульминацией общеевропейского антропологического переворота.
Напомним, что вопрос о смысле человеческой жизни и назначении человека всегда был основным вопросом мировой философии. И вплоть до 2013 года европейские элиты отвечали на этот вопрос устами Аквинского, Кузанского, Гегеля, Канта, Достоевского, Соловьева, Бердяева, Сартра, Фромма, Хабермаса, Зиновьева и прочих общеевропейских мыслителей в целом однотипно и однозначно.
Новое поколение российских философов продолжает мыслить в классической традиции отношения к человеческой жизни, как к высшей ценности. Как к императиву, исключающему войну, насилие и несправедливость. Однако же в Западной Европе мы видим резкий и явный слом этой традиции, бегство элит от классической (библейской) морали в иные сферы ценностной аксиоматики, связанной уже не с понятиями "дух" и "гуманитарное развитие", но с понятиями "тело" и "технический прогресс".
Дабы не уходить в дебри философских дискуссий, приведем лишь один пример, характеризующий принципиальную разницу в отношении к человеческой жизни современных западноевропейцев и россиян.
В современной России считают, что человеческая жизнь выше идеологий и даже закона, который иногда несправедлив. Западноевропейские элиты — на примере Крыма, а затем и Донбасса — продемонстрировали иной подход: придуманный Западом закон (порядок) выше человеческой жизни.
Русские считают, что убийства людей в Одессе и на Донбассе нельзя оправдать какой-либо идеей, даже если это идея территориальной целостности государства. На Западе же считают, что любой (включая женщин и детей), кто покусился на установленный им порядок, достоин смерти.
Граждане России, будучи в состоянии глухой обороны и под санкциями Запада, мыслят как победители — спокойно и великодушно, в то время как для многих политиков благополучной и самодовольной Западной Европы характерно мышление карателей, вдруг оказавшихся в окружении и ведущих отчаянную и беспорядочную стрельбу по всему, что движется.