МОСКВА, 5 мар — РИА Новости. Смерть верховного лидера Ирана аятоллы Али Хаменеи может повлечь значительные перемены во внешней и внутренней политике страны, в частности, в вопросе ядерной программы, считают российские эксперты.
Ряд СМИ сообщили в четверг о госпитализации 75-летнего Хаменеи. Ранее издание Figaro со ссылкой на источники в западной разведке утверждало, что Хаменеи "осталось жить не более двух лет" из-за прогрессирующего рака простаты. В сентябре 2014 года верховному лидеру Ирана успешно провели операцию.
"В Иране есть одна особенность: выполняются предписания живого аятоллы, затем верующие вправе потребовать их подтверждения от нового высшего руководителя. Должны быть изданы фетвы по тем вопросам, где ему требуется подтвердить или уточнить", — сказал РИА Новости член Европейского общества иранистов Владимир Юртаев.
Как отметил эксперт, подтвердит ли следующий после Хаменеи верховный лидер его позиции, предсказать трудно. Смерть Хаменеи может негативно отразиться на любом моменте внешней и внутренней политике, в частности на переговорах по ядерной программе.
"В интересах конструктивного подхода в рамках иранского ядерного досье нужно, чтобы ничего не менялось и действовало в той логике, в которой было определено. Учитывая, что действующий рахбар (высший руководитель) Ирана издал фетву, что Иран не может, не будет и не должен не только обладать, но и производить атомное оружие, я бы пожелал ему долгих лет жизни", — сказал Юртаев.
"Если появится новый рахбар, то он должен будет издать новую фетву по этому важному вопросу", — отметил он.
ПРЕЕМНИКИ
Со своей стороны старший научный сотрудник Института востоковедения РАН Владимир Сажин сказал РИА Новости, что у Хаменеи в случае смерти будут трое основных преемников, один из которых все-таки имеет большие шансы стать новым верховным руководителем.
"Номер один из возможных приемников — заместитель председателя Совета старейшин аятолла Махмуд Хашеми-Шахруди, он по своим политическим взглядам консерватор, даже, может быть, более радикальный, антизападник и противник либерализации в любых ее проявлениях. В случае прихода Шахруди к абсолютной власти многое в Иране может измениться в сторону свертывания либеральных тенденций, которые мы наблюдаем с 2013 года", — сказал Сажин.
"Другим претендентом считается прагматик, центрист, бывший президент Ирана Али? Акбаар Хашеми Рафсанджании. Хотя ему уже 80 лет. Он, конечно, авторитетный политический деятель в Иране, но у него много противников и оппонентов. Третьим называют главу судебной систему Ирана аятоллу Садака Лариджани, он ближе к центристам, но такого либерального плана", — сказал эксперт.
"По разным причинам шансы Рафсанджани и Лариджани довольно невелики",- отметил он.
По словам Сажина, если новым верховным руководителем станет Шахруди, "будет, возможно, некоторое отступление от того тренда, который мы имеем на сегодня". "Конечно, тогда ситуация вокруг Ирана и в Иране изменится", — сказал он.