До декабря 2014 года ситуация в регионах выглядела замороженной, по основным показателям ее можно было характеризовать как стагнацию, но не кризис. Отмечался рост производства на 1,7%, промышленности на 3,9% (в основном за счет обрабатывающих отраслей). Спад инвестиций за три квартала немного сократился до минус 2,5%, говорится в аналитике.
Однако индикатором надвигающегося кризиса стала динамика сокращения доходов населения, которое пришло вслед за обвальной девальвацией рубля и резким ростом инфляции. Самый сильный спад был в декабре: реальные располагаемые доходы сократились на 7,3% к декабрю 2013 года, а реальная заработная плата — на 4,7%.
Доходы населения по году сократились в трети регионов, в том числе в большинстве регионов Сибири, более чем в половине регионов Урала и Северо-Запада. Продолжали расти только доходы населения регионов Южного, Северо-Кавказского и почти всего Приволжского федерального округа. Причем, показатели за ноябрь значительно хуже — доходы населения сократились в трех четвертях регионов РФ.
Проблемы в конце года начались уже не только в области персональных доходов граждан, но и в большинстве региональных бюджетов. В октябре-ноябре помесячные поступления налога на прибыль сократились на четверть, в ноябре прекратился рост налога на доходы физических лиц — важнейшего налога для бюджетов.
Кроме того, сократились трансферты из федерального бюджета во все регионы (без учета Крыма). В половине регионов долг составил от 50 до 130% собственных доходов.
Кризис бюджетов регионов и попытки оптимизации расходов ускорили сокращение числа учреждений социальной сферы и занятости в них. Бюджетный сектор впервые перестал быть "тихой гаванью" для работников, риски увольнений здесь теперь сопоставимы с рыночным сектором.
Сравнивая кризисы 2009 и 2014 годов, можно выделить основные различия. Во-первых, российские регионы вступили в острую фазу нового кризиса с разбалансированными бюджетами и значительными долгами, в то время как трансферты в региональные бюджеты вросли в 2009 году на треть. Региональным властям придется адаптироваться к этим изменениям, сокращая расходы и занятость в бюджетном секторе, резюмируется в исследовании.