Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Религия и мировоззрение

Религиозные праздники 5 марта

5 марта православные чтят память 34 Валаамских мучеников, а евреи празднуют Пурим.

34 преподобномученика Валаамских

Много веков Валаамский монастырь, находившийся на рубеже Новгородских земель, страдал от набегов шведов. Не раз шведские суда входили в бухты и проливы архипелага, шведы жгли храмы, убивали иноков, уничтожали книги и рукописи.

При короле Густаве Ваза (1523-1560) в Швеции была проведена Реформация, а во времена правления его сына Иоанна III военный отряд из новообращенных лютеран, которые, по словам Игнатия Брянчанинова, "пылали еще фанатическим пристрастием к своей лишь родившейся вере", преследуя православных корел, по льду перешел с материка на остров и напал на монастырь. 20 февраля (5 марта по новому стилю) 1578 года 18 монахов и 16 послушников были убиты за твердость в православной вере — их имена потом были внесены в синодик с пометой "побиты от немец на Валааме старцев и слуг", и в память о них в монастыре ежегодно совершалась соборная панихида.

Во время следующего набега монастырь был полностью сожжен, а иноки разбрелись по ближайшим пустынным местам, превратившись в отшельников: к началу XVI века на архипелаге жили около 600 монахов, но нападения шведов привели к запустению острова.

После заключения мира со Швецией в 1595 году Валаамская земля вновь отошла к России. Но только монастырская жизнь начала возрождаться, как в 1611 году шведы опять захватили Валаам – и снова все разорили. Многие из братии, во главе с игуменом Макарием, приняли мученическую кончину, но некоторым удалось бежать, и они расселились затем по новгородским и псковским монастырям. А на острове поселились шведские колонисты.

Цепь этих скорбных событий не менее печальным образом завершилась в 1617 году заключением Столбовского мира, по которому Валаам вообще надолго отошел к Швеции. Лишь после русско-шведской Северной войны в начале XVIII века земли западной Карелии были возвращены России, и в 1715 году Петр I повелел возобновить древнюю обитель, приписав ее тогда к Кирилло-Белозерскому монастырю.

На юбилейном Архиерейском соборе в августе 2000 года валаамские мученики были причислены к лику святых Русской православной церкви для общецерковного почитания.

Пурим

Этот еврейский праздник установлен, согласно библейской книге Есфири (Мегилат Эстер), в память спасения евреев, проживавших на территории Персидской империи от истребления их Аманом, любимцем персидского царя Артаксеркса, или Ахашвероша (Ксеркса I).

Это были те евреи, которые не стали возвращаться на историческую родину из Вавилонского плена — когда персидский царь Кир, завоевав Вавилон, разрешил евреям вернуться, лишь 42 тысячи из них откликнулись на его призыв, тем более, что и при Кире, и при его наследниках персидская власть отличалась веротерпимостью.

В 486 году до н.э. царем стал Ксеркс, которого греки назвали Артаксерксом, а евреи — Ахашверошем. Могущество его не знало границ: в состав его империи входили Индия, Малая Азия, Фракия, Македония, Вавилония, Сирия, Страна Израиля, Египет и часть Аравийского полуострова.

Главная героиня книги Есфирь (Эстер) была родственницей и воспитанницей еврея Мордехая, жившего в столице империи Сузах (Шушан) и однажды спасшего жизнь Артаксерксу (Ахашверошу). И когда перед царем встала проблема выбора жены, он остановился на Есфири.

Один из придворных, Аман, был крайне раздражен таким возвышением Мордехая и, сплетя сеть интриг, добился согласия царя на уничтожение всего еврейского народа. А Мордехай, узнав об этом, потребовал от Есфири, чтобы та заступилась перед царем за свой народ, и она, вопреки строгому придворному этикету, явилась к Артаксерксу без приглашения и зазвала его на приготовленный ею пир, во время которого и упросила защитить евреев.

Узнав подоплеку интриг Амана, царь приказал повесить его на той виселице, которую тот приготовил для Мордехая, а вместо изданного ранее указа об истреблении евреев разослал указ, даровавший им право защищаться. И евреи, с оружием в руках защищая свою жизнь, уничтожили множество персов.

В память об этом и был установлен праздник Пурим (от слова "пур", что означает "жребий", который Аман бросал жребий, чтобы назначить месяц истребления евреев).

Согласно книге Есфири, евреи уничтожали своих врагов 12 и 13 адара, а 14 адара праздновали свою победу и избавление (в столице избиение врагов продолжалось еще один день, а празднование победы состоялось там 15 адара).

В Торе нет никаких специальных предписаний для Пурима, говорится только о ежегодном праздновании евреями 14 и 15 адара и предписывается, "чтобы их сделали днями торжества и веселья, посылая подарки друг другу и подаяние бедным".

А начинается праздник утром 13-го Адара с Таанит Эстер (поста Есфири) —  в память о том, как евреи Персии постились и молились о спасении и победе в битве с врагами, и в напоминание, что Бог слышит их молитвы в трудные времена.

Главная часть празднования — публичное чтение Мегилат Эстер (книги Есфири) по свитку во время вечерней и утренней молитвы в синагоге. Причем, при произнесении чтецом имени Амана присутствующие поднимают шум, топаньем ног, свистом и специальными трещотками выражая ненависть и презрение к памяти злодея. Обычно шуметь трещотками поручают детям.

Кроме чтения Мегилат Эстер непременными атрибутами Пурима должны быть праздничный пир, "мишлоах манот" (буквально — "посылка яств") и "подарки бедным".

В отличие от Хануки, увековечивающей спасение народа Израиля от духовного уничтожения, Пурим символизирует борьбу за его физическое выживание, поэтому празднование как бы заявляет на весь свет: вот, мы живем, едим, пьем и веселимся! А "мишлоах манот" (обмен яствами с друзьями и близкими) и "подарки бедным" доказывают, что неотъемлемая часть этой жизни — забота о ближних.

С глубокой древности вошло в обычай организовывать сбор средств для нуждающихся, чтобы у них было все необходимое для Пурима, и возник обычай печь на Пурим сладкие треугольные пирожки с начинкой из мака или варенья, которые почему-то получили название "уши Амана".

На протяжении веков сложился чрезвычайно богатый фольклор, связанный с этим праздником. Пурим — это карнавал. В современном Израиле в Пурим проводятся даже карнавальные шествия. Особый жанр этого праздника — Пуримшпиль (на идишe "пуримское представление"), исполняемый одним или несколькими актерами во время праздничной трапезы. Первоначально они были просты и коротки, однако уже в начале XVIII века постепенно превратились в драматические постановки с многочисленными ролями, музыкальным сопровождением и текстом в несколько тысяч рифмованных строк.

Рекомендуем
РИА
Новости
Лента
новостей
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала