ЛОНДОН, 27 фев — РИА Новости, Мария Табак. Непонимание сути проблем, связанных с членством в Евросоюзе, может привести к выходу Великобритании из состава объединения, считает глава базирующегося в Брюсселе Центра европейской политики Фабьен Зулег.
Премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон пообещал в случае победы Консервативной партии на выборах в мае, провести референдум о членстве в ЕС в 2017 году, а, возможно, даже и раньше.
История непонимания
"Если говорить об отношениях Британии с ЕС до нынешнего кризиса, эти отношения были в постоянном кризисе практически с момента
По мнению Зулега, с самого начала Британия и ЕС смотрели на вещи под разным углом зрения, а потому со временем это переросло в серьезные трения.
"Эти трения не связаны с повседневной работой. В повседневной работе Британия до недавнего времени была прагматичным и конструктивным партнером. Британия всегда была хорошим переговорщиком, когда речь шла о договорах и сделках, очень исполнительным, влиятельным. Проблемы возникали обычно по крупным вопросам — прежде всего, по вопросу бюджета. Британия всегда считала, что отдает в европейский бюджет слишком много. Когда вообще речь идет о едином бюджете, просыпаются самые худшие качества всех переговорщиков", — отметил эксперт.
Тем не менее, отметил глава Центра европейской политики, если раньше речь о возможности выхода Британии из состава ЕС всерьез не велась, то теперь ситуация изменилась. "Некоторые люди в европейских органах власти даже говорят, что да, это может быть, было бы и лучше. Это не общая позиция, многие хотят сохранить Британию. Но изменение тона налицо", — отметил он.
В настоящее время, по мнению Зулега, проблема возможного выхода Соединенного Королевства в списке приоритетных для ЕС вопросов занимает третье место после кризиса еврозоны и конфликта на Украине.
Что думают в самой Британии
По мнению Зулега, за последние несколько лет в Британии произошли серьезные внутренние перемены.
"Это не резкая перемена, но очень глубокая по последствиям. Особенно изменилась Консервативная партия: в ней мы видим так называемых прагматичных евроскептиков и крайних евроскептиков. И больше, по сути, никого. Прагматики говорят, что нам не нравится ЕС, но если он будет реформирован, то, может быть, Великобритании стоит остаться. Остальные просто ведут кампанию за выход из ЕС. На данный момент, прагматики еще лидируют, но это пока, потому что это может измениться после выборов, если верить опросам", — отметил эксперт.
По мнению Зулега, референдум по выходу из ЕС состоится в любом случае, вне зависимости от того, кто победит на всеобщих выборах 7 мая.
"Консервативная партия проведет его быстрей, и Партия Независимости тоже будет этого добиваться. А лейбористам будет все трудней откладывать референдум, потому что на них тоже давит Партия Независимости и избиратели", — отметил он.
По мнению Зулега, британцы катастрофически путают две совершенно разные проблемы: вопрос миграции и вопрос свободного передвижения внутри ЕС, и этим активно пользуются сторонники выхода из Евросоюза: стоит им произнести слово "миграция", и у электората появляются негативные ассоциации.
Глава Центра европейской политики, как и абсолютное большинство британских политологов, убежден, что после выборов страну ждет коалиционное правительство, поскольку ни у одной партии не будет "рабочего большинства".
"Не могу себе представить коалицию лейбористов и консерваторов, так что это будет какая-то другая коалиция. Партия Независимости вряд ли выиграет большое количество мест, так что консерваторам может все равно не хватить мест даже в коалиции с ней, им нужен будет кто-то еще, а это сложно. Многие, на кого они опираются — выходцы из Северной Ирландии, настроены против выхода из ЕС, а потому сидеть вместе с Партией Независимости не захотят. Значит, консерваторам понадобятся либерал-демократы, но сомневаюсь, что те пойдут на это, учитывая цену, которую им придется платить", — отметил Зулег.
"Так что наиболее вероятный сценарий — правительство меньшинства — лейбористов, которые при этом не будут самой большой партией. Им придется пойти на большие уступки Шотландской национальной партии и либдемам, это будут два главных блока, на которые им придется опереться. Это будет интересная коалиция, но не думаю, что она будет стабильной и продержится долго", — добавил он.
По мнению Зулега, вопрос о членстве в ЕС не будет главным в преддверии выборов и сразу после них, но что он будет играть роль в предвыборной кампании, несомненно.
"И я думаю, что давление будет усиливаться по мере приближения к референдуму, потому что консерваторы станут еще более скептическими по отношению к ЕС, чтобы заручиться дополнительной поддержкой избирателей", — отметил он.
ГЛАВНЫЙ ВОПРОС: ЧТО ЖДАТЬ ОТ РЕФЕРЕНДУМА
По мнению Зулега, предсказать исход референдума сейчас невозможно.
"Главная проблема в том, что нет какой-то достаточно серьезной группы или политической силы, агитирующей за то, чтобы остаться в составе ЕС. Самый сильный голос будет у Шотландской национальной партии", — отметил он.
Глава Центра европейской политики предсказывает неизбежный раскол британского бизнеса по вопросу о членстве в ЕС.
"Большая часть бизнес-сообщества — за то, чтобы остаться в ЕС, но есть две крупные группы, которые скептически относятся к членству в Евросоюзе — это ряд финансовых институтов, особенно международные финансовые институты и хеджфонды, а также малые и среднего размера компании", — сказал Зулег.
Учитывая то, что, по его мнению, профсоюзы никогда не были особенно расположены к ЕС, а большинство британских таблоидов, влияющих на общественное мнение — также настроены негативно в отношении Евросоюза, тем, кто выступает за сохранение Британии в составе объединения, придется нелегко.
"Большинство избирателей не считают, что ЕС — большая проблема, этот вопрос не является определяющим в выборе того, за кого они будут голосовать. Их больше волнуют повседневные вещи, проблема безработицы. Но есть, конечно, группа, которая считает ЕС самой главной проблемой, и у этих людей голосование зависит от позиции в отношении ЕС. Они считают, что ЕС влияет на их жизни, и это влияние негативное. Такие люди в меньшинстве, но на некоторых избирательных участках они определяют исход голосования. Безусловно, эта группа представляет собой угрозу для консерваторов, а позитивной альтернативы ей нет", — отметил эксперт.
ЧТО ДЕЛАТЬ
Зулег отметил, что исход референдума определит тот факт, будет ли проведена реформа ЕС, на которой настаивает Кэмерон. Премьер выдвинул целый ряд требований: от возвращения контроля за миграцией внутри ЕС и контроля за выплатой социальных пособий в разных странах во избежание их дублирования, до реформирования системы взносов в бюджет ЕС.
"Если реформа будет, то, согласно опросам общественного мнения, большинство британцев выступят за членство в ЕС. Если реформы нет, то большинство будет за выход", — пояснил Зулег.
В то же время, отметил он, проблема заключается в том, что у Великобритании — слишком завышенные требования. Эти требования просто не могут быть выполнены, убежден он.
"Когда мы смотрим на весь этот спор относительно свободы передвижения, британское правительство просто не понимает позицию Германии по этому вопросу. Проблема, что какие-то вещи, которых требует Кэмерон, просто нельзя выполнить", — отметил он.
"Вопрос в том, насколько убедительными будут аргументы за то, чтобы остаться. Сейчас мы в ситуации, что ожидания гораздо выше реальных возможностей. Сейчас надо, чтобы дебаты были вокруг реалистичных, осуществимых целей. Мы не увидим изменений в основах законодательства ЕС, это просто невозможно. Британцы начинают это понимать", — сказал он.
Эксперт напомнил, что необходимо помнить о том, что любые реформы в ЕС занимают очень длительное время.
"В Европарламенте пакет легко не пройдет. Многие скажут, почему мы должны уступать требованиям какой-то одной страны, другие страны также начнут требовать что-то. Так что существенных реформ добиться будет трудно, а мы говорим о полутора годах — очень ограниченном периоде времени", — сказал он.
Зулег также отметил, что хотя тема выхода Британии из ЕС поднимается теперь довольно часто, никто в ЕС всерьез не готовится к последствиям возможного выхода, а это в долгосрочной перспективе может стать проблемой.