МОСКВА, 27 фев – РИА Новости. Призыв духовных лидеров ведущего исламского университета "Аль-Азхар" (Египет) к реформированию мусульманского образования с целью предотвращения экстремистских толкований священных текстов является очень актуальным и своевременным, особенно учитывая распространение идеологии группировки "Исламское государство" (ИГ). Такое мнение высказали РИА Новости представители российской мусульманской уммы.
Верховный имам и шейх египетского университета "Аль-Азхар" Ахмед ат-Тайеб ранее заявил, что "накопление экстремистских тенденций" в исламе связано с "искаженными интерпретациями некоторых текстов в Священном Коране и сунне". По мнению шейха, необходимо создавать специальные образовательные программы, которые бы адекватно толковали неоднозначные понятия в исламе.
Ахмед ат-Тайеб выразил убеждение, что без реформы образования умме трудно будет "восстановить свое единство", поскольку в результате искаженного понимания сакральных текстов воинствующими группами экстремистов увеличивается "нормативный хаос". Этот хаос, добавил шейх, без надлежащего контроля над учебными заведениями будет воспроизводиться в новых поколениях, и одни мусульмане будут считать других "неверными", что неизбежно приведет к новым конфликтам.
"Аккуратное реформирование сунны"
Как сказал РИА Новости заместитель председателя Духовного управления мусульман (ДУМ) РФ Фарид Асадуллин, университет "Аль-Азхар" поднимает вопрос "давно назревший и злободневный". "Действительно, исламская богословская наука за прошедшие века неоднократно ставила вопросы о том, как приблизить мусульман, проживающих в разных уголках арабо-мусульманской "ойкумены", арабо-мусульманского мира, к какому-то общему богословскому знаменателю", — сказал Асадуллин.
По его словам, существуют региональные особенности развития той или иной богословской школы ислама, а различные школы "ставят самые разные акценты в вопросах догматики, каждодневной жизни мусульман". "Я думаю, что назрела и проблема очень аккуратного реформирования того, что мы называем "Сунна пророка Мухаммеда", то есть, того огромного количества хадисов (предание о словах и действиях пророка – ред.), которые тоже очень нуждаются в критическом разборе и исследовании", — сказал собеседник агентства.
Как пояснил Асадуллин, многие тексты хадисов имеют "заметный аравийский "налет", то есть, — то, что имело прямое отношение к жизни первых мусульман — ансаров и табиин, людей, которые жили вместе с пророком и сразу же после него". "Но на самом деле, некоторые истины, которые произносились пророком и его сподвижниками в начале распространения ислама, сегодня уже не столь актуальны", — признал эксперт.
Он добавил, что решать проблему, поднятую египетским шейхом, нужно "очень аккуратно", используя особый механизм исламского совещания – Шуру, означающую коллегиальное обсуждение всех важных и тонких богословских вопросов.
"Я думаю, что "Аль-Азхар" в лице своего первого духовного лица озаботился решением этой проблемы, в свете того, что сейчас происходит в арабо-мусульманском мире, когда есть прямая угроза распространения идеологии ИГИЛ… Мне кажется, что и ряд российских богословов новой волны, такие как, скажем, муфтий Равиль Гайнутдин, могли бы внести свою лепту в обсуждение этих вопросов", — заключил Асадуллин.
"Более чем актуально" для России
В свою очередь представитель татарстанской уммы, ректор Российского исламского института (РИИ, Казань) Рафик Мухаметшин выразил мнение, что те вопросы, которые поднял Ахмед ат-Тайеб, для России "более чем актуальны".
"Мы, в основном, страдаем из-за того, что у нас нет крупных, авторитетных мусульманских богословов. Поэтому многие богословские понятия, которые мы используем, — это то, что мы в России перенимаем у зарубежных мусульманских богословов. <…> Многие источники, зарубежные авторитеты являются носителями других традиций, люди этого часто не знают", — сказал Мухаметшин, добавив, что чья-то традиция в новых реалиях может стать "основой для каких-то радикальных суждений".
Ректор РИИ напомнил, что уже начиная с X века в исламе были четко сформированы различные региональные особенности, появились "мазхабы" — богословско-правовые школы (в России распространен, в основном, ханафитский мазхаб, а также, в некоторых регионах Северного Кавказа, — шафиитский). В то же время, отметил эксперт, существует "проблема адаптации к той или иной реальной действительности правовых норм в исламе".
"Например, как трактовать понятие "джихад", что это такое. Такие аспекты сегодня являются для нас очень важными. Ну и так далее. С этими вопросами мы ежедневно сталкиваемся", — сказал Мухаметшин.
По его словам, боевики ИГ, действующие в Ираке и Сирии, спекулируют на таких понятиях, как "мусульманское государство", "халифат". "На самом деле, то, что там происходит – убийства христиан, убийства самих мусульман, естественно, это даже близко не относится к халифату. Если мы возьмем ранний ислам, там не то что убийства христиан – христиан в принципе нельзя было трогать, так как это, как говорится в Коране, "люди Писания", — отметил собеседник агентства.
В целом, резюмировал Мухаметшин, реформа, связанная с приведением к "единому знаменателю" интерпретаций многих понятий и правовых норм в исламе, назрела и необходима. При этом ректор исламского вуза предостерег от "кардинального изменения догматических основ веры, что для религии неприемлемо".