МОСКВА, 26 фев — РИА Новости. В центре помощи "Наши дети" (г. Череповец) созданы условия для полноценного равноправного социального общения детей, оставшихся без попечения родителей. Именно эта модель социализации помогла решить проблему потребительского отношения к жизни, которой страдают, конечно, не все, но многие дети-сироты. Внедрив в воспитательную работу метод социального проектирования, педагоги научили своих воспитанников ставить перед собой цель и добиваться ее, проектируя тем самым свою будущую жизнь самостоятельно. О том, каких результатов удалось добиться, и в чем особенность проектов, разработчиками и участниками которых являются сами воспитанники, корреспонденту РИА Новости Оксане Барановой рассказал директор МБУ СО ЦПГ "Наши дети" Ростислав Огурцов.
- Ростислав Вячеславович, с чего началась реализация стратегии равноправного социального общения детей-сирот?
— Перед нами стояла задача сделать так, чтобы ребята учились не в интернате, а в городских школах наравне со своими сверстниками. До сих пор стратегия, которая называется "От казенного дома – к дому, где всем тепло" работает: наши дети распределены по 6 школам и 4 детсадам. Но не скрою, вначале было трудно. Ребята держались обособленно, не сближаясь с "домашними" детьми. Но постепенно страх быть непонятым, чужим, исчез. Теперь у них есть друзья не только в учреждении, но и в обычных семьях. Кроме того, изменился сам интернат, став детским домом. Вместе с детьми мы нарисовали дом, в котором бы нам хотелось жить. А в 2007 году благодаря поддержке муниципалитета, переехали в новое здание, где созданы комфортные условия, приближенные к домашним.
Но наладив социальные связи воспитанников, создав им домашнюю атмосферу, мы не решили проблему потребительского отношения к жизни. Педагоги провели "мозговой штурм" и выяснили, что основным препятствием для формирования активной жизненной позиции ребенка является отсутствие условий для обеспечения полноценного равноправного социального общения. И вот тогда было принято решение учить детей социальному проектированию.
- То есть дети стали разработчиками различных социальных проектов?
Сейчас вся жизнь учреждения построена на проектной деятельности. Чем хороши проекты? Дети сами ставят цели и задачи. Сами думают, что необходимо для их достижения. Они видят, что могут что-то изменить не только в своей жизни, но и в жизни окружающих. Наш первый проект "Твори добро другим во благо", был направлен на поддержку людей, проживающих в доме-интернате для престарелых. Именно он стал переломным этапом в сознании наших детей: они поняли, что есть кто-то, кому очень нужна их помощь. С тех пор мы реализовали массу проектов. Например, "Экологический театр "Изумруд" стал победителем конкурса проектов, который проводил фонд "Расправь крылья". Главным призом была поездка в Париж. Ребята поняли, что съездили они туда не потому, что им кто-то это подарил, а потому, что сами этого добились.
- Вы можете уверенно сказать, что благодаря этой стратегии, ваши воспитанники перестали относиться к жизни с потребительской точки зрения?
— Да, могу. Один только факт, что на сегодняшний день процент поступления в вузы вырос с 0 до 12%, подтверждает мои слова. Но даже не это главное. Наши выпускники не думают, что раз они сироты, то их должны все жалеть. У них сформирована активная жизненная позиция. Они знают, что не только могут самостоятельно принимать решения, но и помогать тем, кому это требуется. С 2008 года у нас работает Служба по семейному устройству, Школа приемных родителей. Благодаря этим проектам 365 детей были устроены в семьи. И сейчас в центре осталось 40 ребят. Один из последних проектов: "Семейный компас", реализуется в рамках Благотворительной программы "С любовью к детям" при поддержке ООО "Амвэй" и Фонда поддержки и развития филантропии "КАФ". Его цель — повышение компетентности опекунов, которые взяли на воспитание детей своих родственников. Кроме того, нами создан ресурсно-методический центр, который проводит обучение специалистов других учреждений, где воспитываются дети-сироты. Мы с удовольствием делимся своим опытом.
- Не боитесь, что центр совсем опустеет?
— Нам многие задают такой вопрос. Не боимся. Во-первых, я считаю, что только в семье ребенок может на 100% подготовиться к самостоятельной жизни. А во-вторых, мы реализуем стратегию перехода от детского дома к городскому центру развития семейных форм жизнеустройства. Я думаю, это очень важное направление. Ведь благодаря совместным усилиям государства и общества, количество приемных семей растет. При этом крайне необходимо наладить процесс сопровождения замещающих семей, чтобы избежать случаев возврата детей в учреждения.