БАНГАЛОР, 22 фев — РИА Новости. Десятая авиавыставка Aero India-2015 в городе Бангалор на юге Индии завершается в воскресенье; Россия сверила часы с Индией по совместным проектам в сфере ВТС — в этом году крупнейшие из них (истребитель пятого поколения и многоцелевой транспортный самолет) должны войти в новую фазу. Расширяется сотрудничество в области авиации и с другими странами Южной Азии — Бангладеш и Непалом.
Российский стенд традиционно был в центре внимания гостей выставки — оборонка представила новейшие разработки в сфере военной и гражданской авиации — ПАК ФА, Миг-35, Су-30МКИ, Як-130, Ми-17В-5, Ми-28НЭ "Ночной охотник", Ми-26, Ил-76МД-90А, Ил-112В, Sukhoi Superjet 100, средства радиоэлектронной борьбы и средства связи от "Концерна радиоэлектронных технологий" и "Объединенной приборостроительной корпорации" (входят в "Ростех") и т.д.
Как заявил на пресс-конференции во время выставки глава российской делегации, замглавы ФСВТС Анатолий Пунчук, интерес к российской продукции военного назначения остается высоким вопреки санкциям.
Совместные проекты
По данным Центра анализа мировой торговли оружием (ЦАМТО), Россия останется крупнейшим поставщиком вооружений Индии на обозримую перспективу. В частности, осуществляемая в настоящее время программа военно-технического сотрудничества России и Индии включает реализацию около 200 совместных проектов. Стороны переходят от схемы прямых поставок к совместным разработкам, производство российского вооружения и военной техники все чаще осуществляется уже на территории самой Индии.
К числу наиболее масштабных проектов, связанных с передачей лицензий на производство в Индии, относятся лицензионное производство истребителей Су-30МКИ и основных боевых танков Т-90С; среди совместных разработок наиболее значимые проекты — сверхзвуковая крылатая ракета "БраМос", уже поступающая на вооружение Вооруженных сил Индии, работы над созданием истребителя пятого поколения (FGFA) и многоцелевого транспортного самолета (MTA).
Говоря о проектах FGFA и MTA, глава "Объединенной авиастроительной корпорации" (ОАК) Юрий Слюсарь в Бангалоре объявил о том, что в 2015 году Россия и Индия перейдут от этапов предварительного проектирования к основному.
Слюсарь отметил, что Россия довольна ходом сотрудничества с Индией в сфере разработки FGFA. "Наша работа с индийскими коллегами (над FGFA) показала, что нам есть, что друг другу предложить. Мы очень довольны сотрудничеством, которое сложилось и на уровне руководителей, и на рабочем уровне", — сказал Слюсарь.
Кроме того, как сообщил РИА Новости заместитель генерального директора ОАО "Ил" (входит в ОАК) по управлению программами Сергей Артюхов, компания, участвующая в проекте MTA, готова также рассмотреть вопрос при поступлении соответствующих предложений от Индии о начале совместной программы по созданию регионального турбовинтового самолета по типу новейшей разработки ОАО "Ил" — Ил-112.
Другой вопрос, находившийся в центр внимания в Бангалоре, — возможная организация на территории Индии производства легких многоцелевых вертолетов Ка-226Т. Глава холдинга "Вертолеты России" Александр Михеев добавил, что планируется использовать уже имеющийся опыт лицензионного производства в Индии многоцелевого истребителя Су-30МКИ. Михеев выразил надежду на создание российско-индийского совместного предприятия.
Не прекращается и работа по развитию проекта ракеты "БраМос" — генеральный директор совместного предприятия (СП) BrahMos Aerospace Ltd Судхир Мишра рассказал РИА Новости, что Россия и Индия подпишут соглашение на разработку мини-версии ракеты летом 2015 года. К 2023-2025 году в планах СП — создание уже гиперзвукового "БраМоса".
Истребители
Внимание к истребителю "Иркута" было особенно пристальным на фоне появившихся в индийских СМИ публикаций о том, что Минобороны Индии может отказаться от закупки для ВВС 126 истребителей Rafale и приобрести вместо него Су-З0МКИ. В частности, издание Business Standard со ссылкой на источники в Минобороны сообщило, что Нью-Дели не станет покупать Rafale из-за их высокой цены. МИД Индии отметил ценовую привлекательность и надежность Су-30МКИ по сравнению с Rafale.
Глава ОАК Слюсарь, со своей стороны, заявил во время авиавыставки, что Россия отнесется с уважением к любому решению Индии в вопросе выбора среднего многоцелевого боевого самолета, однако полагает, что наиболее логичным решением для индийской стороны было бы расширить парк уже производящихся в Индии российских истребителей Су-30МКИ.
"Нашим очевидным конкурентным преимуществом является то, что Индия делает уже сейчас здесь эти самолеты. Построены заводы, отлажены технологии, передана документация, обучены летчики, инженеры, технический персонал", — сказал Слюсарь.
На фоне ситуации с так и не заключенным контрактом на закупку Rafale Индии РСК "МиГ" (входит в ОАК) готова предложить Индии последнюю версию своего новейшего истребителя МиГ-35. "У нас есть все возможности посоревноваться. Мы не теряем надежду на то, что будет объявлен очередной тендер или конкурс", — сказал РИА Новости гендиректор РСК "МиГ" Коротков.
РСК "МиГ" сегодня выполняет масштабный контракт на модернизацию парка истребителей МиГ-29 ВВС Индии до уровня МиГ-29UPG. Коротков рассказал РИА Новости, что уже поставлено в Индию 20 технологических комплектов для модернизации самолетов.
При этом корпорация готова расширить поставки палубных МиГов, если будет принято соответствующее решение в Дели.
"Пройден путь от прямых поставок техники до создания эффективной научно-промышленной кооперации, решающей задачу обеспечения индийских вооруженных сил современными самолетами. Мы будем делать все от нас зависящее, чтобы наше сотрудничество расширялось", — сказал Коротков.
Вертолеты и двигатели
В Индии сегодня эксплуатируется более 300 вертолетов советского и российского производства. С 2008 года поставляются военно-транспортные вертолеты Ми-17В-5 — они прекрасно зарекомендовали себя как в горах (например, они участвовали в масштабной спасательной операции в северных индийских штатах во время наводнения летом 2013 года), так и в операциях по борьбе с боевиками-маоистами в покрытых джунглями центральных штатах Индии.
В 2008 году "Рособоронэкспорт" заключил контракт на поставку в Индию 80 Ми-17В-5 и имущества к ним, который был исполнен в течение 2011-2013 годов. В 2012-2013 годах к нему были подписаны еще три дополнения на поставку Ми-17В-5 для нужд ВВС, МВД и секретариата президента Индии, которые предусматривают поставку 71 машины. На сегодня поставлено уже более 120 вертолетов Ми-17В-5. Все вертолеты будут переданы до конца 2015 года.
"Более 300 вертолетов Ми и Ка находятся в эксплуатации в Индии. Нас волнует их исправность, боеготовность. Также мы будем предлагать программы модернизации", — сказал Михеев.
Он сообщил РИА Новости, что в городе Чандигарх на севере Индии создается сервисный центр для обслуживания Ми-17В-5, планируется организовать 16 линий ремонта.
Вертолеты советского производства начали поставляться в Индию в 1950-е годы. Сначала индийские летчики получили Ми-4, затем вертолеты типа Ми-8/17. В индийском небе летают также тяжелые Ми-26, боевые Ми-25/35, морские Ка-25, Ка-28 и Ка-31.
Растут масштабы и ВТС РФ и Индии и по линии авиационных двигателей. Так, как сообщил в интервью РИА Новости глава "Объединенной двигателестроительной корпорации" (ОДК, входит в "Ростех") Владислав Масалов, в 2016 году в Индии планируется начать производство российских двигателей АЛ-55И для учебно-тренировочных самолетов индийской разработки HJT-36. По заказу ВВС Индии для HJT-36 в России разработан и создается двухконтурный турбореактивный двигатель нового поколения АЛ-55И.
Индия уже получила более 100 технологических комплектов для производства на ее территории двигателей РД-33 серии 3 для истребителей МиГ-29 ВВС этой страны. Руководитель ОДК отметил, что РД-33 подтвердил свою высокую надежность, в том числе при эксплуатации в жарком климате.
Число поставляемых Индии двигателей АЛ-31ФП для истребителей Су-30МКИ и их техкомплектов может превысить тысячу единиц.
Перспективы в гражданском секторе
Активно обсуждается и возможность производства в Индии "визитной карточки" современной российской гражданской авиации — Sukhoi Superjet 100 (SSJ100). Юрий Слюсарь сообщил в Бангалоре, что российские специалисты посетили несколько индийских предприятий для изучения возможности организации производства SSJ100 на их мощностях.
"Мы приехали в Индию посмотреть, что в рамках программы Make in India в этом проекте (SSJ100) мы можем делать на территории Индии. Более того, наши специалисты уже посетили несколько индийских предприятий на предмет аудита технологических возможностей и были приятно удивлены их уровнем", — сказал Слюсарь.
Он отметил, что SSJ100 — это продукт мирового уровня, его вполне возможно производить здесь, на предприятиях вполне конкурентоспособных с точки зрения технологий и издержек.
Соседи Индии
В то же время переговоры по возможной поставке Дакке истребителей МиГ-29 для расширения уже имеющегося в Бангладеш парка машин этого типа пока не ведутся. Как сказал РИА Новости глава РСК "МиГ" Коротков, вероятно, это связано, с бюджетными соображениями потенциального заказчика.
В Бангалоре ЗАО "Гражданские самолеты Сухого" подписало соглашение с непальской авиакомпанией Bishwo Airways о намерении поставить ей Sukhoi Superjet 100. Всего планируется поставить пять машин. Представитель ОАК рассказал РИА Новости, что контракт может быть подписан осенью этого года на авиасалоне в Дубае.
Отвечая на вопрос о возможном военно-техническом сотрудничестве РФ и Пакистана (болезненно воспринимаемым в Индии), замглавы ФСВТС Пунчук сказал, что Россия планирует развивать ВТС с Пакистаном, но намерена действовать в строгом соответствии с законодательством.
"Вопрос сотрудничества с Пакистаном на сегодняшний день рассматривается, но российская сторона действует в строгом соответствии с национальным законодательством относительно военно-технического сотрудничества", — заявил Пунчук.