ЖЕНЕВА, 22 фев — РИА Новости, Татьяна Калмыкова. Политдиректора стран "шестерки" и Ирана вновь собираются в Женеве на переговоры по ядерной программе. Очередному раунду предшествовали два дня интенсивных дискуссий иранской и американской делегации.
"Шестерка" (куда входят Россия, США, Китай, Великобритания, Германия, Франция) и Иран продолжают дипломатические усилия на пути к выработке всеобъемлющего соглашения по иранской ядерной программе. Последний раунд переговоров состоялся месяц назад, и, по словам главы российской делегации, замминистра иностранных дел Сергея Рябкова, он стал "одним из самых напряженных". Наконец, переговорщики закончили простой обмен позиционными заявлениями и перешли к реальной сделке, то есть разговору о том, "что на что менять и какие элементы могут составить суть будущего компромисса".
Ожидается, что 22 февраля в Женеву также прибудут глава МИД Ирана Мохаммад Джавад Зариф и госсекретарь США Джон Керри. Кроме того, к переговорному процессу впервые присоединился глава Организации по атомной энергии Ирана Али Акбар Салехи и министр энергетики США Эрнест Мониз. Очевидно, что их присутствие может ускорить переговоры и проработку технических деталей будущего соглашения.
Чего стоит Ирану "дружба" с США?
В последнее время двусторонние контакты Ирана и США заметно активизировались. Успех на переговорах в большей степени зависит именно от этих встреч, поскольку самые серьезные санкции против Тегерана были введены Вашингтоном, а значит, и главный торг должен происходить между ними.
Иран вынужден идти на сделку с США, поскольку санкции сильно бьют по их экономике, однако такая "дружба" с Западом может дорого стоить всей команде действующего министра иностранных дел Ирана.
Так, к примеру, после 15-минутной прогулки Зарифа с Керри консервативные политики Ирана не оценили такое близкое общение с США и 21 член парламента подписал петицию о призыве министра предоставить объяснения. В петиции также указывалось на недопущение такого "дружеского общения между министрами Ирана и США".
К слову, президент США Барак Обама также был бы рад поставить напоследок плюс в своей президентской биографии, добившись исторического соглашения с Ираном, но его позиции слишком слабы на сегодняшний день. Конгресс угрожает введением дополнительных антииранских санкций, на что Иран готов ответить увеличением количества центрифуг. Подобный расклад неизбежно сорвет любое подписание соглашения.
А есть ли шанс договориться?
Как сообщил источник РИА Новости в МИД РФ, шансы достичь соглашения в срок примерно 50 на 50. Все составляющие для того, чтобы достичь договоренности, уже есть, но, как и прежде, встает вопрос о политической воли участников переговоров.
Как заявил Рябков, "остающегося периода должно хватить", но для этого "нужно проявить политическую волю, реализм в оценке того, что достижимо, а что относится к разряду иллюзий". Он отмечает, что "любая договоренность, особенно такая сложная, предполагает компромиссы и нахождение баланса интересов".
О балансе интересов заявил и президент РФ Владимир Путин: "никто не должен стремиться выторговать больше, чем необходимо для сбалансированного и справедливого решения".
Таким образом, возможность заключения соглашения зависит от того, смогут ли США и Иран найти такой баланс, который смог бы учесть интересы обеих сторон.
В ноябре 2013 года в Женеве "шестерка" международных посредников и Иран договорились подготовить соглашение, которое гарантирует исключительно мирный характер ядерной программы Тегерана в обмен на полное снятие санкций. Спустя год такое соглашение не было выработано, и существует лишь "промежуточный план действий". Стороны продлили переговоры до конца июня 2015 года.