Прощеное воскресенье — заговение на Великий пост
Воскресенье, предваряющее Великий пост, именуется в православии Прощеным. В этот день на литургии читается Евангелие от Матфея:
"Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших. Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют, и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют, и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше". (Мф. 6:14-21)
В этот день церковь вспоминает страшную трагедию, совершившуюся с человечеством на заре его истории — изгнание его праотца Адама из Рая, и призывает плакать и сокрушаться о своих грехах, как это делал изгнанный Адам. Поэтому второе название Прощеного воскресенья — Адамово изгнание.
В древности у палестинских монахов из лавры святого Саввы Освященного был обычай расходиться в этот день по пустыне и проводить пост в уединении, а вновь собираться в монастыре только к празднику Входа Господня в Иерусалим. Перед расставанием они, как перед смертью, просили друг у друга прощения, ведь никто не знал, вернется ли он живым – слишком много опасностей подстерегало в пустыне одинокого беззащитного человека.
В память об этой традиции в православных храмах вечером накануне Великого поста совершается Чин прощения, когда священник, становясь на колени, с земным поклоном просит прихожан простить ему причиненные им вольные или невольные обиды, а они, в свою очередь, сначала просят прощения у него, а затем – друг у друга и целуются в знак примирения.
Слово "прощать" происходит от древнерусского "проща", одно из значений которого — "исцелять", а другое – "отпускать на свободу". И православные христиане просят друг у друга прощения, чтобы приступить к посту со свободной от лишнего груза, исцеленной обид и осуждения душой, сосредоточиться на духовной жизни и с чистым сердцем встретить Пасху – Светлое Христово Воскресение.
В Прощеное воскресенье православные последний раз перед постом едят скоромную пищу – заговляются на Великий пост.
В католической литургической традиции есть аналог Прощеного воскресенья — Quinquagesima (буквально "пятидесятый [день]" до Пасхи). Это название появилось в VI веке. Кроме того, это воскресенье также называлось Estomihi (esto mihi — буквально "будь мне") по первым словам входного песнопения (Пс. 30:2). До реформы Римского календаря в 1969 году это воскресенье входило в подготовительный период перед Великим Постом, но после было отнесено к рядовому времени и утратило свои названия.
Обретение мощей святителя Тихона, патриарха Московского и всея России
Патриарх Тихон начинал свое пастырское служение как миссионер в Америке, много потрудился для завершения перевода богослужебных текстов на английский язык, при нем в США были открыты десятки православных храмов, был основан первый православный монастырь и при нем школа-приют для сирот. На Всероссийском поместном соборе 1917-1918 годов на фоне вестей о многочисленных расправах над духовенством и сообщения об убийстве митрополита Киевского Владимира (Богоявленского) был избран патриархом. В первых своих воззваниях предал анафеме всех, творящих кровавые расправы, что большевики, естественно, приняли на свой счет, хотя речь шла о "всех, взявших меч".
С тех пор остаток жизни патриарха Тихона прошел в мучительных поисках приемлемого компромисса между церковью и богоборческой властью, отправившей его в 1922 году под арест. До конца жизни он оставался под следствием, и официальной регистрации Патриархии как органа церковного управления так и не произошло. В декабре 1924 года на патриарха было совершено покушение, во время которого погиб его келейник Яков Полозов, а через месяц патриарх Тихон слег и в апреле 1925 года скончался и был похоронен в Малом соборе московского Донского монастыря.
Однако судьба его мощей в советские времена была одной из загадок тогдашней церковной жизни. В 1946 году на панихиде у гробницы патриарха митрополит Крутицкий и Коломенский Николай (Ярушевич) произнес: "Мы молились сейчас только над могилой Святейшего. Тела его здесь нет".
По слухам, в 1927 году, после закрытия Донского монастыря, власти, опасаясь, что мощи патриарха станут предметом поклонения, извлекли его гроб из могилы и сожгли в крематории. По другим сведениям, останки Святейшего были тайно вывезены монахами и упокоены на Немецком кладбище в Лефортове. Сторонники третьей версии утверждали: понимая, что власти могут надругаться над останками патриарха, монахи вскоре после погребения перезахоронили их где-то в некрополе Донского монастыря.
В 1991 году, когда в Донском монастыре стала возрождаться монашеская жизнь, в Малом соборе провели ремонт, но ничего в нем не обнаружили. И тут вдруг в только что отремонтированном храме случился пожар. Пришлось ремонтировать заново. Во время этого второго ремонта в феврале 1992 года и были обретены мощи патриарха Тихона – прямо под гробницей, которую все привыкли считать пустой. С тех пор мощи святителя хранятся в Большом соборе Донского монастыря.