МОСКВА, 20 фев — РИА Новости/Прайм. Министерство строительства и ЖКХ летом 2014 года объявило одной из своих приоритетных задач привлечение инвестиций в жилищно-коммунальное хозяйство. Потребности отрасли в средствах колоссальны. По оценкам Минстроя, требуется 500 миллиардов рублей инвестиций ежегодно.
Единственным источником денег выступают частные инвестиции. Однако на пути их привлечения в ЖКХ возникло серьезное препятствие — долги потребителей перед поставщиками тепла и других ресурсов. Они давно измеряются десятками миллиардов рублей и энергетики опасаются, что в кризис рост неплатежей только усилится, а "кредитовать" неплательщиков в условиях жестких экономических условий компаниям уже не по силам.
В этих реалиях компаниям особенно важно не допустить роста новых долгов. В решении проблемы, по мнению энергетиков, могла бы, в частности, помочь такая мера, как переуступка долгов за ресурсы ЖКХ энергосбытовым компаниям, у которых есть право отключать должников за электроэнергию.
Долги накапливаются
Долги со стороны розничных потребителей есть у всех энергетиков — сетей, сбытов, генерации. Задолженность перед "Россетями" на конец января достигла 126 миллиардов рублей. Как сообщила компания, в январе 2015 года расчеты составляют порядка 60%, что на 20 процентных пунктов ниже в сравнении с аналогичным периодом прошлого года.
Сбытам по итогам 2014 года розница задолжала 163 миллиарда рублей, что на 18% больше, чем годом ранее. Дебиторская задолженность за поставленную тепловую энергию перед генерирующими компаниями, по данным НП "Совет производителей электроэнергии", в 2014 году выросла до 155 миллиардов рублей, что на 14% больше чем по итогам 2013 года. Хуже всего за тепло в прошлом году платили потребители в Северо-Западном федеральном округе — долг составил 40% общего объема поставленной энергии, а также в Южном округе — 36%.
"Масштабы катастрофические, — комментирует ситуацию гендиректор "КЭС Холдинга" Борис Вайнзихер. — Мы продаем тепла на 120 миллиардов рублей в год. Из них населению чуть меньше чем на 100 миллиардов рублей, при этом имеем долги в 44 миллиарда рублей на начало года".
По словам Вайнзихера, промышленность за теплоэнергию платит на 100%, потому что закон разрешает отключать предприятия за долги по теплу. Все неплатежи компании приходятся на население. Но лишь 5% потребителей теплоэнергии КЭС можно отнести к злостным неплательщикам, остальные же 95% населения — платят исправно.
Деньги, заплаченные потребителем за жилищно-коммунальные услуги, просто не доходят до энергокомпаний, застревая в жилищных организациях (УК и ТСЖ) и теплоснабжающих компаниях. "Когда у нас есть отдельные управляющие компании с глубиной задолженности выше двух лет, не признающие долги и платящие только по решению суда, тогда бесполезно разговаривать о любых инвестициях в ЖКХ. И вообще о чем бы то ни было, если тебе за это не платят", — отмечает Вайнзихер.
"Удобное законодательство"
Одной из основных причин возникновения дебиторской задолженности энергетики считают лояльность законодательства к должникам. По сути компании изо дня в день кредитуют не население, а организации, которые им не платят. Сейчас в Госдуме обсуждается закон, касающийся ужесточения платежной дисциплины.
Среди этих мер, в частности, такие как введение уголовной ответственности для неплательщика и отключение электроэнергии при задолженности за тепло свыше нескольких месяцев. В НП "Гарантирующих поставщиков и энергосбытовых компаний" (НП ГП и ЭСК) полагают, что в целях борьбы с неплатежами розничных потребителей за электроэнергию следует вводить штрафные санкции, по размеру сопоставимые со ставкой банковского кредитования.
Однако, по мнению гендиректора ТГК-2 Андрея Королева, обсуждение карательных мер сильно затянулось и уже вряд ли поможет в решении долговых проблем. При этом в кризис неизбежен рост новых долгов, что грозит самим энергетикам банкротствами или вынужденными продажами своих активов.
"Если у человека нет денег, он все равно не заплатит. Раньше деньги были. Должники не платили генерирующим компаниям за тепло и электроэнергию, потому что они воровали. И тогда была нужна дубинка, чтобы из них деньги этой дубинкой выбивать. А сейчас денег у потребителей не будет, и что толку штрафовать предприятия, если денег нет…. В результате многие частные компании-поставщики энергоресурсов будут банкротиться либо должны будут привлекать новых инвесторов", — считает Королев.
Свет за тепло
По мнению Вайнзихера, в условиях труднодоступности финансовых средств, компаниям куда важнее не накапливать новых долгов. И тут КЭС предлагает два ключевых способа.
Во-первых, перейти на прямые расчеты. "Мы предлагаем норму, которая не прошла, но мы все же надеемся на ее прохождение — в случае наличия двух-трехмесячной задолженности УК, просто дом переходит на прямые расчеты без собрания собственников жильцов", — говорит он.
Второй действенной мерой борьбы с должниками КЭС считает переуступку ресурсоснабжающими организациями своих долгов энергосбытовым компаниям.
"Единственный ресурс технологически отключаемый — это электричество. Мы предлагали норму, по которой долги всех ресурсоснабжающих организаций, которые составляют коммунальный ресурс, можно переуступать энергосбытам, а они могут отключать за любые долги. Такая норма действует в нескольких странах СНГ, например, в Казахстане", — отмечает гендиректор КЭС.
В НП ГП и ЭСК эту норму поддерживают, но для ее реализации потребуется внести изменения в законодательство. Отключение электроэнергии — простая процедура лишь с технической точки зрения, юридически же ввести ограничение достаточно сложно, если речь идет о населении.
"По закону, если потребитель не заплатил за два месяца, ему могут ограничить поставку электроэнергии, пока долг не будет погашен. Сейчас этот механизм используют нечасто, поскольку требуется подпись должника на уведомлении, а получить её практически невозможно. Считаем, что необходимо добиваться упрощения процедуры введения ограничения за долги, в этом случае переуступка долгов — вполне перспективная практика", — говорит глава партнерства Наталья Невмержицкая.