МОСКВА, 18 фев — РИА Новости, Милена Фаустова. С Пепельной среды, которая в этом году приходится на 18 февраля, католики всего мира начинают подготовку к главному празднику всего литургического года – Пасхе. У православных предпасхальный Великий пост, или как его еще называют Четыредесятница (то есть четыре десятка — сорок дней), начнется чуть позже (с 23 февраля). И в католической, и в православной церкви это – время духовного и физического приготовления к "торжеству торжеств" и "празднику праздников" — Воскресению Христову. Однако символизм и обрядность западного и восточного Великого поста, в силу исторических причин, имеют свои отличия и нюансы.
Пепельная среда
Католический Великий пост традиционно начинается со среды, которую называют "пепельной". Это — особый день смирения и покаяния, когда во всех соборах мира проводится обряд "возложения пепла": священники посыпают им головы верующих или чертят им на лбу крест. Это пепел сожженных ветвей пальм или верб, сохраненных с прошлогоднего Пальмового (или Вербного) воскресения — праздника Входа Господня в Иерусалим. Обряд имеет ветхозаветные иудейские корни, но есть свидетельства, что его совершали и в христианских церквях еще в III веке. В день особого празднования в римско-католической церкви он превратился приблизительно в X веке, рассказал РИА Новости директор информационной службы римско-католической архиепархии Божией Матери в Москве священник Кирилл Горбунов.
"Когда-то на Западе Великий пост начинался с воскресения, когда в храм торжественно входили кандидаты, готовящиеся к крещению на Пасху — ведь с древнейших времен эти сорок дней перед Пасхой были временем подготовки к восприятию новых членов церкви, непосредственных кандидатов на крещение, которое совершалось лишь один раз в году, в пасхальную ночь. Но была и другая категория людей — те, кто находились в процессе покаяния, то есть за какие-то серьезные грехи были отлучены от церковного общения. И как раз во время Великого поста они должны были подготовиться к возвращению в полноту церковного общения и воссоединения с церковью. И специально для таких людей проводился обряд, который символизировал процесс их возвращения. Поэтому в среду, за несколько дней до начала Четыредесятницы и проводилась церемония, когда епископ посыпал головы кающихся пеплом в знак их покаяния или же рисовал им на лбу пеплом крест. Это начертание кающиеся носили до начала Великого поста. Обряд был настолько ярким, зримым, символичным и привлекательным, что постепенно стал началом Четыредесятницы в западной традиции", — пояснил Горбунов.
Символизм сорока дней
Пепельная среда является именно сороковым днем до Пасхи, утверждает собеседник агентства. Однако если посчитать календарные дни до торжества Воскресения Христова, их окажется чуть больше, чем сорок. Все дело в том, что в традициях римско-католической церкви в этот период считаются не все дни, продолжает католический священник.
"Изначально, Четыредесятница, или сорок дней — это было условное число. Когда-то, в первые века христианства пост длился не сорок дней, а две-три недели и даже меньше. Но и тогда он назывался именно Четыредесятницей в память о 40-дневном посте самого Христа. Цифра 40 вообще символична для христианства. Однако постепенно церковь стремилась привести в соответствие с этим названием конкретную литургическую практику. И сегодня в католической церкви Великий пост все-таки длится ровно сорок дней — с древнейших времен воскресенья были изъяты из Великого поста и до сих пор не являются постными днями в строгом смысле слова", — замечает он.
Все воскресные дни католической Четыредесятницы приравниваются по своей значимости к великим праздникам и посвящены тому или иному воспоминанию евангельских повествований о важнейших событиях земной жизни Иисуса Христа: сорокадневном пребывании в пустыне, преображении, беседе с самарянкой, исцелении слепорожденного и воскрешении Лазаря.
Священное Триденствие
Завершается Четыредесятница так называемым Священным Пасхальным Триденствием – тремя днями, начиная с вечера Великого или Страстного четверга до Пасхи. Это уникальное литургическое последование, через которое мы вспоминаем, или, вернее, сами становимся участниками, смерти и воскресения Иисуса Христа, подчеркивает Кирилл Горбунов.
"Четверг – это воспоминание о Тайной Вечере и установлении таинства Евхаристии, а также обряда, когда Христос, омыв ноги ученикам, показал им на своем примере, как жить этим таинством. Этот обряд сегодня обычно совершается во всех католических храмах в Великий четверг: епископ или священник омывает ноги 12-ти прихожанам. В Страстную пятницу мы вспоминаем смерть Спасителя. В католической церкви это единственный день в году, когда не служится Святая месса, когда причащаются только заранее освященными дарами, когда алтарь обнажен и открыта пустая дарохранительница, то есть зримо показывается отсутствие Бога среди людей. Страстная суббота — это день скорби и покоя, день отдохновения Бога от трудов, когда Христос покоится в могиле. И, конечно же, вершиной этого Триденствия и всего церковного года становится Великая Пасхальная ночь – "матерь всех бдений", вершина литургического года", — говорит католический священнослужитель.
Особенностью Великого поста латинской традиции является богослужение Крестного пути, когда верующие идут по храму процессией, как бы молитвенно сопровождая Господа в Его пути на Голгофу — этот обряд обычно совершается во всех храмах каждую пятницу Великого поста.
Кирилл Горбунов напомнил, что в католической церкви важным элементом Четыредесятницы является некоторое "постановление", которое верующий дает себе перед ее началом. Этот «подвиг», который верующий человек принимает на себя, может касаться как ограничений в пище, так и отказа от развлечений, удобств, комфорта, всего привычного и, казалось бы, важного. И конечно, все католики, начиная с 14 лет, обязаны воздерживаться от мясных блюд по пятницам, а с момента достижения совершеннолетия и до 60-го года жизни обязаны соблюдать строгий пост в Пепельную среду и Страстную пятницу. Однако во все остальные дни католическая церковь не накладывает ограничений на еду.
Пост, молитва, милостыня
"Когда мы говорим слово пост, то мы подчеркиваем лишь один из аспектов этого времени, причем, может быть, даже и не всегда самый важный. Потому что существенной составной частью этого периода является не только, и даже не столько воздержание от пищи, но и молитва и милостыня. Великий пост – это не просто гастрономическое упражнение на доказательство, скажем, силы воли. Это добровольный отказ от каких-либо благ вообще — для того, чтобы разделить эти блага с другими людьми, теми, кто в них нуждается. И вот этот аспект Великого поста — именно как добровольного отказа от благ ради восстановления справедливости, ради разделения их с другими людьми — это то, что церковь очень подчеркивает, особенно в последние десятилетия", — подчеркнул Кирилл Горбунов.
В своем послании на Великой пост 2015 года папа Франциск как раз и говорил о цивилизации безразличия, которое охватило современный мир. "И пост – то самое время, когда мы просим Бога преодолеть это безразличие как по отношении к Нему, так и по отношению к нашим ближним, и, в каком-то смысле, по отношению к своей собственной судьбе и вечной жизни", — добавил собеседник агентства.
Поскольку российские католики "живут в пространстве русской христианской культуры", то, конечно, есть и некоторые заимствования. Одно из них — то, что многие последователи римско-католической церкви весь Великий пост, а не только отдельные дни, ограничивают себя в еде, особенно мясной. Второе, более явное, — это наличие в латинском церковном календаре Прощеного воскресения, даже несмотря на то, что в православии этот день обозначает фактическое начало Великого поста, а в католицизме Четыредесятница уже вовсю идет.
Православное вхождение в пост
В отличие от католиков, православный Великий пост начинается с достаточно длительной подготовки к нему. Как пояснил профессор Московской духовной академии и семинарии, настоятель храма преподобного Серафима Саровского на Краснопресненской набережной в Москве протоиерей Максим Козлов, это связано с тем, что в византийской традиции "церковь смотрит на человека, как на существо не спиритуалистическое, а духовно-телесное". Именно для того, чтобы подготовить душу и тело к строгому посту, обязательному в православии, вхождение в православную Четыредесятницу и занимает несколько недель, поясняет богослов.
"Эти подготовительные недели, которые содержат несколько воскресных дней: неделю о мытаре и фарисее, о блудном сыне, о Страшном суде и воспоминание Адамова изгнания из Рая (Прощеное воскресение). Каждое своим наполнением подготавливает верующих к правильной встрече святой Четыредесятницы. Для того чтобы связать с постом некоторое внутреннее целеполагание, не только ограничение в еде, тех или иных развлечениях и отвлечениях, но и поставить нравственную, духовно-аскетическую цель, которую человек с помощью Божией и молитвы постарался бы достигнуть во время всей святой Четыредесятницы", — отметил он.
Несмотря на то, что подготовка к посту не является в строгом смысле самим постом, с точки зрения «пищевого устава», эти недели и тут имеют свои особенности.
"Если первая неделя, начиная с воскресенья о мытаре и фарисее, является "сплошной", то есть пост отменяется даже в среду и пятницу, то вслед за воскресеньем о блудным сыне идет неделя обычная, то есть с постом в среду и пятницу. А неделя о Страшном суде, более знакомая нам как Масленица или сырная неделя, — уже, по сути, полу-постная, когда запрещено есть мясо, от которого православные, соблюдающие Великий пост, воздерживаются не семь недель — с начала Великого поста до Пасхи – а восемь", — продолжает Максим Козлов.
Два этапа Четыредесятницы
Начинающийся в этом году 23 февраля — с Чистого понедельника — Великий пост продлится до 12 апреля. Это не 40, а 49 дней. Впрочем, православная Четыредесятница, проходит как бы в два этапа.
"В православной традиции, собственно Великим постом называются дни от Чистого понедельника, до пятницы, предшествующей воспоминанию Воскрешения Лазаря. В эту пятницу мы на богослужении уже будем петь: "душеполезную совершившие (окончившие) Четыредесятницу". Те же дни, которые следуют за этими 40 — Воскрешение Лазаря (Лазарева суббота), Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье) и дни Страстной седмицы — с точки зрения их содержания воспринимаются совершенно особенно, когда личные аскетические усилия и память о собственных грехах должны уйти на второй план, растворится в воспоминаниях о том, что в этот период некогда происходило с Господом нашим Иисусом Христом. В эти девять дней христианин призывается день за днем, а в иных случаях час за часом прожить вместе с Ним, Божией Матерью и апостолами всю Великую седмицу и предваряющие ее два праздничных дня", — поясняет богослов.
Не случайно все дни этой недели называются Великими.
В Великий четверг православные, как и католики, вспоминают Тайную Вечерю и установление Иисусом Христом таинства Евхаристии. Но обряд "умовения ног" совершается только в кафедральных соборах (его совершает архиерей, который омывает ноги 12 священникам) и в некоторых монастырях. И в этот же день предстоятели поместных церквей освящают свежесваренное миро (в древней церкви накануне Пасхи в Великую субботу совершались таинства Крещения и Миропомазания оглашенных, поэтому освящение мира происходит на литургии Великого четверга, поскольку в Страстную пятницу литургия не совершается).
На утрени Великой пятницы, которая сейчас совершается вечером в четверг, читаются 12 отрывков из всех четырех Евангелий, подробно повествующих о последних часах земной жизни Спасителя, около восьми часов утра совершается особенное последование Царских (Великих) часов с чтением ветхозаветных пророчеств о Страстях Христовых, а около трех часов дня (евангельский "девятый час" — время смерти Спасителя) из алтаря торжественно выносят Плащаницу, символизирующую снятое с креста тело Иисуса Христа.
Великая Суббота у православных посвящена воспоминанию о пребывании Иисуса Христа во гробе и сошествии Его во ад, которое завершило Его искупительную миссию и явилось пределом умаления (кеносиса) Христа и в то же время началом Его славы. Великая суббота — единственная постная суббота в году и одновременно канун Светлого Воскресения, и в ее богослужении слышатся и скорбные, и праздничные мотивы. На утрени (совершаемой накануне вечером) Плащаницу крестным ходом обносят вокруг храма, подносят к открытым Царским вратам и возвращают на середину храма. А на литургии читают 15 ветхозаветных пророчеств о страстях, смерти, воскресении Спасителя и о грядущей славе новозаветной церкви. А после литургии совершается освящение пасхальных куличей – обычай унаследованный от древней церкви (поскольку после окончания субботней литургии молящиеся не расходились, ожидая пасхальную утреню в храме, священники совершали благословение хлебов и раздавали их верующим для подкрепления).
Пассии
Одним из особых богослужений православного Великого поста является чин пассии, во время которого читаются отрывки из Евангелия, повествующие о страданиях Христа. Кстати, этот чин был заимствован, из латинского обряда.
Слово "пассия" происходит от латинского passio (что означает "страдание" или "страсть"). Пассиями издревле называли особые службы, составленные из песнопений Страстной седмицы и чтения отрывков их евангельских повествований о страданиях Спасителя.
В Русской церкви пассии появились в XVII веке на юго-западе: в 1702 году этот чин впервые был напечатан в Киево-Печерской лавре. Сегодня в богослужебной практике РПЦ пассии принято совершать по вечерам в четыре воскресенья (2-е, 3-е, 4-е и 5-е) Великого поста.
Поминовение усопших
Еще одна особенность православной Четыредесятницы — сугубая молитва об усопших. В принципе, поясняет Максим Козлов, в византийской традиции каждая суббота года посвящена памяти умерших. Но Великим постом это поминовение "более акцентировано".
"Одна из этих суббот – перед мясопустным воскресеньем (началом масленицы) — называется Вселенской родительской, на ней мы поминаем всех "от века почивших православных христиан". Вторая, третья и четвертая субботы Великого поста также посвящены поминовению усопших. Скорее всего, это связано с тем, что в это время литургии (на которых поминают и живых, и усопших) служатся только в субботние и воскресные дни, а в среду и пятницу совершаются так называемые литургии Преждеосвященных даров (на них верующих причащают Святыми Дарами, освященными на предыдущей литургии), и бескровная жертва за живых и усопших не приносится. Воскресный же день, в логике церковного Устава, вообще не является днем молитвы за усопших. Поэтому, естественно, выделяются субботние дни, на которых это поминовение и сосредотачивается", — поясняет православный священнослужитель.
И только 5-я суббота Великого поста выпадает их этой череды поминальных дней – в этот день, который называют еще субботой акафиста (торжественного хвалебного песнопения) или Похвалой Богородицы, совершается праздничное богослужение, посвященное прославлению Божией Матери.
Торжество Православия
В первое воскресенье Великого поста православные отмечают праздник Торжества Православия. Его установление связано воспоминанием Константинопольского собора 843 года, созванного императрицей Феодорой для восстановления иконопочитания в Византийской империи.
Особый чин праздника сложился к XI веку, тогда же он был введен и в России. Во время службы провозглашается торжество церкви над всеми существовавшими ересями и утверждаются постановления семи Вселенских соборов. Особое место занимает и чин анафематствования лиц, совершивших, по мнению церкви, тяжкие прегрешения перед православием.
Нет ничего необычного в том, что Торжество Православия приходится именно на Великий пост, продолжает профессор Московской духовной академии.
"Если мы вспомним, как понимали пост в первом тысячелетии существования христианской церкви, то литургия — это всегда праздник, всегда некоторое освобождение и уменьшение поста. Она как бы отменяет или, как минимум, смягчает его, что, кстати, сохраняется и в нашем богослужебном Уставе — будние дни Четыредесятницы являются более строгими с точки зрения "пищевого устава", чем субботние и воскресные", — говорит протоиерей Максим Козлов.
Великопостное шествие
"Длинная дорога до Пасхи", помимо Торжества Православия включает и другие праздники — преимущественно это воспоминание о тех или иных святых. Среди них – святитель Григорий Палама (2-е воскресенье Великого поста), преподобный Иоанн Лествичник (4-е воскресенье Великого поста), преподобная Мария Египетская (5-е воскресенье Великого поста). Третье воскресенье особое – Крестопоклонное, когда из церковного алтаря в центр храма выносится для поклонения распятие, чтобы напомнить о страданиях и смерти Спасителя и воодушевить и укрепить постящихся к продолжению поста.
"Память о тех или иных святых вошла в канон святой Четыредесятницы не сразу, и история их связи с конкретными воскресеньями не проста и не однозначна. Например, день памяти святителя Григория Паламы не мог появиться в богослужебном Уставе раньше XIV века, в котором он жил. А Торжество Православия вообще имеет самостоятельный, то есть вторичный смысл. Однако постепенно все они были объединены в общее шествие по Великому посту, и сегодня образ каждого святого, который в эти дни вспоминается, уже воспринимается как логическая смысловая часть этого единого целого. Например, покаяние Марии Египетской и "Лествица" (аскетическое сочинение Иоанна Лествичника, описывающее ступени добродетелей, по которым христианин должен восходить к духовному совершенству) — это две стороны постного делания: раскаяние в грехах и аскетическое усилие. А память Григория Паламы – это видение цели христианской жизни как стяжания Духа Святого, которое напоминает о подлинной цели поста, а не об относительном улучшении качества собственной земной жизни", — заключил протоиерей Максим Козлов.