Рейтинг@Mail.ru
Религиозные праздники 19 февраля - РИА Новости, 18.02.2015
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Календарь праздников - Религия и мировоззрение

Религиозные праздники 19 февраля

Читать ria.ru в
Дзен
19 февраля буддисты празднуют Сагаалган - Новый год, а православные чтят память преподобных Варсонофия Великого и Иоанна Пророка.

Сагаалган – будиийский Новый год

Новый год издревле во всех культурах и традициях имеет общий символический смысл — избавление от проблем и неудач уходящего года, надежда на благополучие, плодородие и процветания в году грядущем.

В буддийской традиции празднование Нового года приходится на первое весеннее новолуние по лунному календарю. За три дня до наступления праздника в храмах совершается особый молебен, посвященный дхармапалам — десяти божествам-защитникам Учения.

За  день до Нового года проводится обряд Дугжууба – церемония духовного очищения, помогающая перейти из года старого в года новый, избавившись от груза прошлогодних бед, грехов и несчастий. Перед этим обрядом верующие дома прокатывают по всей поверхности тела кусочек теста, представляя, как в него вытягиваются все их болезни и негативные эмоции, а затем после хурала эти табалены — "символы зла" — бросают в ритуальный костер во дворе храма, и все плохое сгорает.

С той же целью монахи устраивают сор — высокую увенчанную черепом пирамиду из реек, бумаги и теста, напоминающую наконечник стрелы – и под ритуальные молитвы "вкладывают" в него плохую карму общины за прошедший год, а затем торжественно сжигают на том же костре.

В день, непосредственно предшествующий Новому году, совершается отдельный молебен богине Шри-Дэви (в Тибете — Балдэн Лхамо), которая считается покровительницей столицы Тибета Лхасы. В храмах в течение всего дня и всей ночи проходят торжественные службы — хуралы. Молебен заканчивается в 6 часов утра, и настоятель поздравляет всех с наступившим Новым годом.

В первый день года нельзя ходить в гости, его надо провести в кругу семьи, а посещение родственников и друзей начнется со второго дня и может продолжаться до конца месяца — весь этот "белый месяц" считается праздничным.

В дни Нового года совершается обряд запуска "коней ветра удачи". Изображение такого коня, освященное в храме, привязывают к дереву или на крыше дома таким образом, чтобы оно обязательно развевалось на ветру. Считается, что "конь ветра удачи" служит защитой от несчастий и болезней, привлекая внимание и призывая помощь божеств и символизирует пожелание здоровья, счастья и достатка в новом году всем живым существам.

При наступлении Нового года можно попросить ламу совершить обряд продления жизни: во время этого обряда лама призывает Будду долголетия Амитабху, который дарует долголетие.

В Тибете Новый год стал буддийским с начала XV века, когда основатель школы Гелуг — великий буддийский реформатор Цзонхава разработал Устав своей школы и правила проведения буддийских праздников в монастырях. Именно он приурочил к народному Новому году буддийский праздник Монлам Чхенмо (Великую Молитву) в честь победы Будды Шакьямуни над лжеучителями и совершения им 15 чудес в городе Шравасти. А поскольку монголы, буряты и тувинцы являются последователи той же школы, что и тибетцы, то и у них в течение двух недель в храмах ежедневно проводятся службы в честь одного из 15 чудес Будды.

В первый день первого весеннего месяца он воткнул в землю свою зубочистку, и из нее выросло огромное дерево, заслонившее кроной весь небосвод, Солнце и Луну. На ветвях дерева висели огромные плоды, подобные сосудам, вмещающим пять ведер воды.

На второй день мановением руки Будда сотворил по обеим сторонам от себя высокие горы с растущими на них фруктовыми деревьями. По правую руку от Будды люди собирали и вкушали эти чудесные плоды, а по левую руку от него паслись стада.

На третий день он ополоснул рот водой и выплюнул эту воду на землю. Вода сразу превратилась в прекрасное озеро, в котором цвели огромные лотосы, наполнявшие своим благоуханием всю округу.

На четвертый день по воле Будды из озера раздался громкий голос, который проповедовал священное Учение.

На пятый день Будда улыбнулся, и от его улыбки разлился свет в трех тысячах миров. Все, на кого упал этот свет, стали благословенными.

На шестой день все последователи Будды познали мысли друг друга и узнали о воздаянии, которое ожидает их в грядущем за совершенные добродетели и прегрешения.

На седьмой день Будда предстал перед учениками в окружении царей и властителей всего мира, которые вместе со своими приближенными воздавали ему хвалу и почести. Все это время лжеучителя были совершенно бессильны произвести какое-либо чудо, мысли их путались, языки онемели, чувства были подавлены.

На восьмой день он прикоснулся правой рукой к трону, на котором сидел, и перед ним появились пять свирепых чудовищ: они начали разрушать сидения лжеучителей, а появившееся божество Ваджрапани прогнало отступников своей ваджрой — грозным оружием, подобным молнии. После этого 91 тысяча почитателей лжеучителей перешла на сторону Будды.

На девятый день Будда предстал перед окружающими выросшим до небес и проповедующим Учение обитателям всех миров.

На десятый день он стал видимым одновременно во всех царствах материального мира и проповедовал в них свое Учение.

На одиннадцатый день тело Будды обратилось в свет, который наполнил своим сиянием тысячи миров.

На двенадцатый день из тела Будды вышел золотой луч, который осветил царства трех тысяч миров. Все, кого коснулся этот свет, прониклись Учением.

На тринадцатый день Будда испустил из пупа два луча, которые поднялись на высоту семи саженей; каждый луч был увенчан цветком лотоса. Затем на этих лотосах появились отражения Будды, которые тоже испускали по два луча, оканчивающихся лотосами — и на них появлялись отражения Будды. Так продолжалось до тех пор, пока лотосы и Будды не заполнили всю Вселенную.

На четырнадцатый день Будда мановением руки сотворил огромную колесницу, которая достигла мира богов. Из нее образовалось множество подобных колесниц, и в каждой из них находилось отражение Будды. Сияние, исходившее от этих отражений, наполнило светом все миры.

На пятнадцатый день он наполнил едой все сосуды, которые были в городе. Еда в каждом сосуде отличалась по вкусу и люди с удовольствием вкушали ее. Затем Будда рукой коснулся земли: земля разверзлась и все увидели ад, в котором страдали души тех, кто стремился получать от жизни только наслаждение. Увидевшие муки ада смутились, и Будда вновь продолжил проповедовать собравшимся свое Учение.

Во время торжественных молебнов, посвященных этим событиям, совершается обряд ежегодного обновления веры, а после их окончания устраиваются экзамены для монахов, желающих получить более высокий сан.

В 15-й день праздника (это всегда день полнолуния) принято делать из топленого сливочного масла особые фигурки для скульптурной инсценировки 15 чудес Будды и выставлять их в монастырях. На эти же темы в монастырях устраиваются кукольные представления и проводятся театрализованные мистерии Чам.

Преподобные Варсонофий Великий и Иоанн Пророк

Великий палестинский аскет, египтянин Варсонофий, ушедший в монастырь в окрестностях Газы, 50 лет уединенно прожил в пустыне и вошел в историю благодаря переписке со своим учеником, святым Иоанном, и духовным поучениям, записанным классиком аскетической литературы Аввой Дорофеем, начинавшим свой монашеский путь келейником аввы Иоанна.

Скончался Варсанофий Великий около 563 года, а в 850 году мощи его привезли в Италию, и сегодня они хранятся в городе Ория.

Преподобные Варсрнофий и Иоанн вели очень строгий образ жизни и тому же учили вопрошавших их. Путь внешнего подвижничества изложен ими достаточно подробно, хотя он сам по себе, на их взгляд, не имеет никакой ценности. "Господь повелел заботиться лишь об одной ризе — об одеянии добродетелей": инок должен приобрести "смирение, опаляющее демонов, послушание, вводящее Сына Божия в храмину человека, веру, спасающую человека, надежду, не посрамляющую, любовь, не позволяющую отпасть от Бога". На начальном этапе подвижничества важное место отводится терпению, на более совершенном — незлобию и мудрости.

В молитве нужно не стремится ни к чему своему: "цель молитвы должна быть та, чтобы просимое нами было по воле Божией". Святые пишут не столько о "молитве ума", сколько о сердечной молитве и о вовлеченности в молитву всего человека, и в то же время учат: молиться должно не только умом, но и устами. Чтение Священного Писания — тоже вид молитвы, которая "возгревает" сердце.

Варсанфий Великий говорит: "Молитва совершенная состоит в том, чтобы беседовать с Богом, не рассеиваясь мыслями, собирая свои помыслы и чувства… Признаком того, что (человек) коснулся совершенной молитвы, служит то, что он не смущается более, хотя бы и весь мир его оскорблял". Достигшие духовного совершенства сподобятся еще при жизни предощущения духовных реалий Царствия Небесного и после смерти войдут в него.

Поучения преподобных Варсанофия и Иоанна в XI веке были включены в аскетический сборник "Евергетинос", составленный Павлом Евергетидским, их цитировали Симеон Новый Богослов и Григорий Синаит. А их венецианское издание, подготовленное преподобным Никодимом Святогорцем, способствовало их распространению в Греции и — благодаря славянским и русским переводам — в славянских странах странах. Это венецианское издание, игумен монастыря Пантократор подарил святителю Филарету Московскому (Дроздову), а Феофан Затворник включил многие их поучения в русское "Добротолюбие".

При этом сборник "Ответов" преподобных Варсанофия Великого и Иоанна Пророка был, по всей видимости, совершенно неизвестен в средневековой Западной Европе, и только в новейшее время, благодаря ряду изданий и переводов, стал доступен не только ученым, но и широкому читателю. А на православном Востоке они на протяжении веков были важнейшим руководством для всех, вступающих на путь аскетической жизни.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала