РОСТОВ-НА-ДОНУ/МОСКВА, 16 фев — Р-Спорт, Александр Рогулев. Агентство "Р-Спорт" продолжает серию репортажей из городов, принимающих в 2018 году чемпионат мира по футболу. Восьмым по счету стал Ростов-на-Дону — южная столица России и один из главных транспортных узлов предстоящего турнира.
Чемпионат мира 2018 года пройдет с 14 июня по 15 июля на 12 стадионах в 11 городах — Москве, Калининграде, Санкт-Петербурге, Волгограде, Казани, Нижнем Новгороде, Самаре, Саранске, Ростове-на-Дону, Сочи и Екатеринбурге.
Самая большая программа
Наш репортаж выходит вовремя: в эти дни в Ростове как раз закончилась предварительная подготовка к чемпионату мира и начинается основная. Главное: в полную силу начинает работать местная дирекция, которая в течение ближайших трех лет будет главной действующей единицей в подготовке к мундиалю в регионе. Ее в январе возглавил Павел Гавриков — предприниматель и кандидат в мастера спорта по академической гребле, которая для региона является "домашним" видом.
Сказать, что Ростов кипит и вовсю готовится к ЧМ-2018, нельзя: жизнь города идет своим чередом. Но и нельзя сказать, что она встала просто так, как это делают все автомобили в городе в час-пик. Дело в том, что главный мост через Дон, Ворошиловский, в данный момент закрыт на ремонт, и это действительно просто сломало все движение в Ростове. Но без реконструкции Ворошиловского моста было нельзя. Он был в аварийном состоянии, к тому же не справлялся с транспортными нагрузками.
Тем более совсем скоро горожане вздохнут свободно: вместо четырех полос будет открыто шестиполосное движение. А ближе к чемпионату мира через Дон построят копию Ворошиловского моста и запустят движение в две стороны — по шесть полос в каждую. Именно этот мост символизирует так называемые "ворота на Кавказ": через него обычно идет все движение на юг.
Вообще, сама программа подготовки в Ростове неожиданно самая крупная среди других регионов России, составляет около 85 миллиардов рублей и включает в себя около 80 мероприятий. Треть из этих денег выделяет федеральный бюджет, все остальное — область и бизнес. Вы спросите, почему так много? Дело в том, что Ростов к чемпионату мира построит сразу два крупных объекта, которые должны сильно изменить жизнь города, — стадион на левом берегу Дона и аэропорт "Южный". Они и делают программу такой дорогостоящей.
"Ростов" в премьер-лиге был, есть и будет"
Помимо статуса столицы юга России, который после 2014 года Ростов делит с олимпийским Сочи, город к 2018 году хочет получить и статус одного из самых крупных транспортных узлов в европейской части России. Про аэропорт и гостиницы, которые будут построены в Ростове, речь пойдет ниже. Южная столица России претендует и на звание транспортной столицы ЧМ: уже весной здесь пустят рейсы во все города турнира, при этом дончане первыми среди других регионов-хозяев ЧМ презентовали транспортную схему, которая будет действовать в дни чемпионата.
Огромный плюс Ростова — его "футбольность" по сравнению с многими другими регионами чемпионата мира. Местный СКА выигрывал медали чемпионата СССР еще тогда, когда в Саранске жило меньше ста тысяч человек и об элитном футбольном клубе даже не мечтали. А "Ростов", он же в недавнем прошлом "Ростсельмаш", — старожил премьер-лиги (клуб покидал российскую элиту только два раза — в 1994 и 2008 годах) и действующий обладатель Кубка России.
"Какие проблемы с футбольным клубом?— переспрашивает заместитель губернатора Ростовской области Игорь Гуськов, курирующий подготовку к ЧМ-2018. — Знаете, Ростов — футбольный город уже очень давно. Мы переживали проблемы в прошлом, переживем и сегодняшние. Футбол в городе был, есть и будет, мы в этом не сомневаемся. Я уверен, что клуб премьер-лиги у нас будет еще очень долго. А ЧМ-2018 позволит дополнительно развить базу подготовки для детей и юношей".
Стадион
Вместимость: около 45 335 зрителей (после ЧМ — 40 887).
Дата сдачи: 2017 год.
Стоимость строительства: 18,742 миллиарда рублей.
Как и с историей с программой подготовки, стадион в Ростове станет самым дорогим среди тех, что построят к чемпионату мира 2018 года. "Дело в том, что после дополнительной геологической экспертизы выяснилось: нам сваи нужны длиннее, чем предполагалось ранее. А это значительное удорожание проекта. Речи о том, чтобы искать новое место, не шло изначально. Проект был отдан на госэкспертизу, и уже она определяла итоговую стоимость, которая устроила всех", — объясняет Гуськов в беседе с корреспондентом агентства "Р-Спорт".
Сейчас генподрядчик, компания "Крокус Интернэшнл", находится на стадии забивки свайного поля. Мы с трудом заезжаем в самый центр будущего поля — из-за оттепели, которая случилась посреди зимы, даже на внедорожнике посетить стройку проблематично. Рядом ходит главный архитектор Ростовской области Алексей Полянский: "Город давно нужно было развивать на левый берег, правый просто перенасыщен. Стадион и спортивный кластер, который вырастет рядом с ним, станет новым центром притяжения. А уникальная кровля, состоящая из двух элементов, символизирует связь между двумя берегами Дона".
Увы, но красивая мысль Полянского вот-вот станет историей. "Крокус", несмотря на положительное заключение госэкспертизы, провел дополнительную проверку и выяснил, что крышу нужно делать цельной — как на многих других аренах в мире. Компания уже предложила ростовским властям два новых варианта кровли, теперь дело за ними. Вот только вопрос, насколько это опять затормозит возведение объекта — сегодня строители и так отстают от графика на несколько месяцев.
Забавная история с названием стадиона. В народе почему-то укрепилось прозвище Левбердон в честь расположения на левом берегу Дона. Однако едва ли это название закрепится и станет официальным — уж слишком оно невзрачное и непонятное для остальной России. Куда реальнее, что стадион получит название в честь самого города: "Ростов Арена" или как-то так. Впрочем, возможно, ближе к сдаче объекта власти проведут специальный конкурс и выяснят, что хотят сами горожане.
Транспорт
О планах строить здесь новый аэропорт можно написать отдельную статью — настолько в Ростове надеются на новые "воздушные ворота", которые, по планам, станут настоящим пересадочным узлом, хабом, по дороге из Европы в Азию и обратно. Планируемая пропускная способность нового аэропорта — от 4,4 млн до 11,6 млн пассажиров в год. То есть даже не при худшем сценарии Ростов станет самым крупным региональным аэропортным комплексом страны, а при лучшем — сможет составить конкуренцию даже столичному "Внуково".
"Не забывайте, что после распада СССР у нас в стране не построили ни одного аэропорта в чистом поле. Ростов станет первым. Естественно, планы у нас грандиозные", — рассказывает Гуськов. Неудивительно, что инвестировать в проект хотели многие иностранные компании, но приоритет все же был отдан российской — опытному бойцу на этом рынке — "Ренове" Виктора Вексельберга. Именно он к 2017 году построит пассажирский терминал. Все остальное, в первую очередь взлетно-посадочные полосы, появится за бюджетные деньги.
Естественно, к новому аэропорту подведут железнодорожную ветку и запустят "Аэроэкспресс". Пока в регионах "авиаэлектричка" оправдывается мало, по слухам ее вот-вот отменят во Владивостоке и Казани. Из будущих проектов интересный подготовил только Волгоград, где электричка будет связывать центр города не только с аэропортом, но и с автовокзалом. Посмотрим, смогут ли предложить что-то интересное и в Ростове, и будет ли курсирующий экспресс действительно востребован.
Инфраструктура
Стадион ростовского СКА дышит историей, с поля так и чувствуется, как здесь ковались серебряные медали чемпионата СССР в 1966 году. Мы проходим туда ночью и смотрим на давно устаревшие трибуны. До конца вопрос о том, станет СКА одной из тренировочных площадок ЧМ-2018 или нет, не решен — все меняется день ото дня и будет зависеть от решения Минобороны. В другой части города — "Олимп-2", домашний стадион "Ростова". Он, напротив, не так давно пережил косметический ремонт и сегодня готов к тому, чтобы стать тренировочной площадкой во время чемпионата мира. Кроме него в качестве площадок рассматривают стадион "Локомотив", а также арены в Азове и в Таганроге, которые войдут в каталог в виде баз для команд-участниц.
С гостиницами в Ростове все более-менее хорошо. На берегу Дона есть даже Radisson, который из-за смены собственника позволяет себе быть временно закрытым. Скоро совсем рядом с железнодорожным вокзалом откроют пятизвездочный Sheraton, чуть позже — Hyatt. Да и вообще норму ФИФА 7760 номеров в этом городе легко перекроют. Большие надежды здесь также на кемпинг, который будет разбит на левом берегу совсем недалеко от нового стадиона: инвестировать туда почти не надо, а вот разместить он сможет многих.
Фан-зона
Почему фан-зона обязательно должна быть на площади? Мы как-то привыкли, что фестивали болельщиков организуют где-то в центре города и парализуют на день весь городской транспорт. Ладно, к примеру, в той же Самаре размер Куйбышевской площади такой, что движение останавливать фактически не придется. Но как быть, если все площади, подходящие ФИФА, находятся в центре города и это серьезно помешает движению?
В Ростове нашли выход и предложили организовать фан-зону… на городском ипподроме, который стоит здесь уже более 110 лет. Ход интересный, особенно если учитывать, что инфраструктура в этом месте практически готова: осталось провести косметический ремонт, поставить палатки и включить музыку. Будет что вспомнить городу, хоть ипподром и находится чуть-чуть в стороне от других объектов ЧМ-2018.
В качестве альтернативы рассматривается Театральная площадь — место, где проводятся все городские мероприятия. Но, во-первых, она находится географически еще дальше, чем ипподром. А, во-вторых, может послужить причиной транспортного коллапса — то, чего также боятся в тех же Казани и Волгограде. Там красиво, спору нет, чего стоит только 72-метровая стела богини Ники в честь воинов, освободивших город от фашистов. Но между красотой и функциональностью разумнее выбрать второе.