Владимир Лепехин
В воскресенье, ровно в 00 часов ополченцы юго-востока Украины прекратили стрельбу. Прекращены были также массированные бомбардировки Луганска и Донецка артиллерией ВСУ. И, несмотря на мелкие провокации силовиков в районах Дебальцево и Горловки, воскресенье оказалось на удивление тихим. Но не затишье ли это перед новой бурей?
Пойдет ли противостояние на Украине на следующий круг
Через неделю сторонники киевского режима будут праздновать годовщину со дня коренного перелома в противостоянии власти и участников майдана на Украине.
Спустя год ситуация повторяется, хотя и на более высоком уровне: снова Германия и Франция инициировали переговоры о мире ровно в момент образования Дебальцевского котла. Снова на четверых (вместо Польши — Россия) подписывается Соглашение о перемирии. И снова оно, судя по всему, касается только одной стороны — обороняющейся.
В тексте минского соглашения вновь нет никаких обязательств для Франции и Германии. Да если бы они и были, и Олланд, и Меркель не в состоянии их исполнить, как и их министры иностранных дел в феврале прошлого года. Украинские же радикалы, как и год назад, также не собираются исполнять подписанный документ. На словах минские соглашения поддержал — весьма условно — даже "Правый сектор", однако же и Коломойский, и Турчинов, и батальоны Авакова, и Яценюк пока не испытывают восторга от договоренностей в Минске. А, к примеру, глава МИД Украины Климкин уже постарался дезавуировать пятый пункт минских соглашений, заявив, что "амнистия не может быть предоставлена тем, кто был причастен к преступлениям против человечности".
Да и главный бенефициар событий на Украине — затаившиеся перед новым выпадом в адрес России США — также не горит желанием поддержать минские договоренности.
Что конкретно гарантировали Олланд и Меркель
Мира на Украине еще нет — а Олланд и Меркель, судя по публикациям в западных СМИ, уже задумались о Нобелевской премии мира. Между тем, возникает вопрос, а что, на самом деле, зависит от лидеров Германии и Франции? И являются ли они реальным гарантом реализации минских договоренностей, если что-то пойдет не так?
В контексте оценок принятых в Минске решений в российских и зарубежных СМИ используется следующий штапм: лидеры Германии и Франции, обеспечивая переговоры враждующих сторон на Украине, "спасают Европу".
Полагаю, что "принуждая к миру" Путина и Порошенко, Олланд и Меркель менее всего думали о спасении Европы и еще менее — о судьбе Украины. Сегодня они спасают себя.
В самом деле, ситуация в Германии становится все более напряженной. Проамериканской позицией Меркель недовольны как левые, так и правые, собирающие сегодня многотысячные митинги, и на этом фоне миротворческие усилия лидера Германии становятся единственным способом хоть как-то поправить свой имидж и удержать ситуацию под контролем в своей собственной стране.
Еще более неоднозначна ситуация во Франции, где миллионы людей, вышедшие на улицы после известного нападения на Шарли Эбдо, выразили возмущение не только в отношении исламских радикалов, но и в отношении недееспособности власти. Партия Олланда, поддерживаемая на выборах мигрантами, в последние месяцы стремительно теряет значительную часть традиционного электората. Справа Олланда поджимают Ле Пен и оживившийся Саркози. Таким образом, и французский лидер вынужден прибегнуть к испытанному способу выправления своего рейтинга — участию в глобальной миротворческой инициативе.
Таким образом, мотивы активностей лидеров Франции и Германии понятны, ответственности же на них за исполнение подписанных в Минске соглашений — никакой. Во всяком случае дуэт из Европы не обещал России в Минске отмены или послабления санкций, в то время как в самый разгар переговоров из Брюсселя пришло сообщение о том, что МВФ выделяет Киеву помощь в 17,5 млрд евро. Вот так — Киев покупаем, а Москву запугиваем. Все та же песня на тот же мотив.
Позиция осторожных пессимистов
Если рассматривать итог минских соглашений с позиций осторожного пессимизма, можно констатировать, что эти соглашения адресованы, прежде всего, России — с целью принуждения её к добровольной сдаче Донецкой и Луганской республик Киеву. Так, один из первых и самых важных пунктов соглашений, касающийся отвода тяжелых вооружений на определенные расстояния — не просто компромиссный.
Он — прокиевский. Очевидно, что это не ополчение подошло вплотную к каким-то городам и обстреливает жилые кварталы, каждый день убивая женщин и детей, а ВСУ и Нацгвардия.
Таким образом, первым серьезным шагом в процессе выполнения минских соглашений должен стать отвод тяжелых вооружений ВСУ на безопасное от Донецка, Горловки, Луганска и других городов расстояние.
Увы, Киев считает первым таким шагом уход ополченцев из Дебальцево.
Отсюда — наличие серьезного противоречия уже на старте реализации минского соглашения, которое может не только воспрепятствовать выполнению двух его первых пунктов, но и породить новый виток противостояния на Украине, после чего все остальные пункты окажутся невыполнимыми.
К примеру, вчера представители ОБСЕ заявили о том, что будут наблюдать за Дебальцево, Мариуполем и Донецким аэропортом, а вовсе не за теми районами Донбасса, где отмечены наибольшие жертвы среди мирного населения (жилые кварталы Горловки, Донецка и Луганска) по причине их обстрела сверхтяжелой артиллерией ВСУ.
Порошенко "сомневается" в выполнении Минских соглашений
Не исключено, что, как и 21 февраля прошлого года, миротворческие усилия европейских лидеров будут сведены на нет той самой стороной, ради поддержки которой эти усилия ими и предпринимались.
Порошенко, как классический Enfant terrible современной европейско-русофобской демократии, знает, что ему позволено все: не только организация массовых убийств, но и запредельная демагогия. По этой самой причине многие наблюдатели полагают, что Киев рассматривает минские соглашения как передышку и возможность остановить контрнаступление ополченцев, не более того. Впрочем, и сам Порошенко сразу же после подписания соглашений заявил, что сомневается в их выполнении.
Позиция "осторожных оптимистов" известна: они считают, что Олланду и Меркель удалось принудить к миру не только ополченцев, но и президента Украины, и рассматривают первые два дня воздержания обеих сторон от огня как свидетельство серьезных намерений Порошенко и его Генштаба остановить эскалацию боевых действий на востоке Украины.
В свою очередь, по мнению экспертов-пессимистов, выполнение минских договоренностей может быть сорвано простым и известным способом. Так, уже через неделю-другую после вступления в силу Соглашения о прекращении огня в какой-нибудь Краматорск или в очередную Волноваху вновь прилетят снаряды, после чего наблюдатели ОБСЕ, не вылезая из бронированных джипов, вновь установят замысловатость траектории их полета.
Мы, со своей стороны, полагаем, что выполнить первые два пункта минских соглашений, на самом деле, вполне возможно — тем более что даже Порошенко все больше осознает выгоду от более или менее продолжительной передышки. Однако же заметим, что в течение 30 дней с даты подписания документа Верховная Рада должна принять закон, устанавливающий параметры территории, на которую распространяется особый режим управления.
И это, кстати, не самый труднореализуемый пункт минских договоренностей, выполнение которого зависит от позиции парламента Украины, где у Порошенко нет твердого большинства и где уже начинаются разговоры о запуске процедуры импичмента.
Словом, гражданское противостояние на Украине уже в ближайшее время может пойти на третий круг — возможно, более кровавый, чем первые два. Если, конечно, Украина уже в ближайшее время не избавится от Порошенко и хунты (к чему она пока, увы, не готова), а европейские лидеры будут думать не о Нобелевской премии мира, а о судьбе Европы.