Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Ядерные технологии

Росатом предлагает до 2022 года начать пилотные техпроекты для Арктики

© РИА Новости / Анна ЮдинаЭкспедиция "Арктика-2012" на атомном ледоколе "Россия". Архивное фото
Экспедиция Арктика-2012 на атомном ледоколе Россия. Архивное фото
Разрабатываемая в "Росатоме" программа направлена на повышение эффективности строительства и функционирования объектов, сооружаемых в Арктике, энергетической, транспортной и коммуникационной инфраструктур за счет внедрения новых технологий.

МОСКВА, 16 фев — РИА Новости. Пилотные проекты по программе научно-технического и производственно-технологического развития российских арктических территорий предлагается начать до 2022 года — такое предложение содержится в разработанном госкорпорацией "Росатом" паспорте этой программы, текст которого имеется в распоряжении РИА Новости.

Разрабатываемая в "Росатоме" программа направлена на повышение эффективности строительства и функционирования объектов, сооружаемых в Арктике, энергетической, транспортной и коммуникационной инфраструктур за счет внедрения новых технологий. Паспорт программы сейчас проходит в Российской венчурной компании экспертизу для дальнейшего оформления в программный вид и включения в перечень приоритетных национальных проектов РФ.

Основные задачи

Стенд Госкорпорации Росатом, архивное фото
Аналитики: проекты Росатома по праву получили высокое признание в СШАРоссийские проекты по сооружению иранской атомной электростанции "Бушер" и первого блока индийской АЭС "Куданкулам" были названы проектами 2014 года по версии старейшего энергетического журнала США Power Engineering в номинации "Атомная энергетика".
В ходе выполнения программы предстоит решить ряд крупных комплексных задач, условно названных "Энергообеспечение", "Логистика", "Инженерные и технические системы", "Экология", "Строительство" и "Материалы".

Задача "Энергообеспечение" направлена на создание и внедрение энергетических комплексов (на базе, преимущественно, когенерационных атомных и других энергоустановок малой мощности, а также энергоустановок на базе возобновляемых источников энергии с использованием современных материалов, разработанных специально для Арктики).

Также планируется создать новое энергоаккумулирующее (в том числе, на основе технологий высокотемпературной сверхпроводимости) и электротехническое оборудование для работы в арктических условиях.

Помимо этого, будет создана необходимая инфраструктура для энергообеспечения объектов гражданского и оборонного назначения в прибрежной, морской и океанской зонах арктических территорий РФ.

Главным логистическим направлением программы станет создание и внедрение инженерных и технических систем, способных в арктических условиях обеспечивать эффективное и безопасное развитие и функционирование транспортной и коммуникационной инфраструктуры.

При выполнении задачи "Инженерные и технические системы" планируется создать и внедрить инженерные и технические системы, а также робототехнические комплексы и спасательное снаряжение для эффективной и безопасной разработки и освоения месторождений на шельфе.

Разработка и внедрение эффективных систем экологического мониторинга морской акватории, объектов промышленной и жизнедеятельности человека отнесены к задаче "Экология". Вместе с тем будут созданы технологии реабилитации арктических территорий и технологий сбора и утилизации отходов деятельности промышленных предприятий и человека, в том числе ядерного наследия, применимых в условиях Арктики.

Решение задачи "Строительство" предусматривает разработку и внедрение новых решений в сфере строительства в российской арктической зоне, обеспечивающих снижение стоимости и сроков ввода в эксплуатацию сооружаемых объектов, снижение эксплуатационных затрат, а также затрат на вывод из эксплуатации при соблюдении требований к качеству, безопасности и экологии.

Наконец, задачей "Материалов" станут разработка и внедрение перспективных материалов для объектов производственной деятельности и жизнеобеспечения, повышающих надежность, долговечность и экологические характеристики объектов в арктической зоне.

Ожидаемые результаты

По окончании реализации проекта планируется создать типовой ряд экономически эффективных, экологически безопасных и конкурентоспособных комплексов электроэнергетического, энергоаккумулирующего и электротехнического оборудования для Арктики, необходимая инфраструктура для энергообеспечения объектов гражданского и оборонного назначения в арктических территориях РФ.

Также будут созданы инженерные и технические системы для автономного и/или дистанционного управления техническими объектами для обеспечения эффективного и безопасного функционирования и развития транспортной и коммуникационной инфраструктуры.

В числе полученных результатов будет и ряд инженерных и технических систем для эффективной и безопасной разработки и освоении месторождений, в том числе при проведении подводных буровых работ для инженерных изысканий (бурение дна на глубину до 50 метров для последующей установки добывающей платформы).

Ожидается создание экзафлопсных вычислительных систем для моделирования нефтегазовых резервуаров и систем разработки месторождений, системы мониторинга морской акватории, объектов промышленной и жизнедеятельности человека с использованием современных методов активационного анализа.

Среди планируемых результатов проекта — новые технологии реабилитации арктических территорий и технологии сбора и утилизации отходов деятельности промышленных предприятий и человека в Арктике.

Наконец, будут разработаны и внедрены организационные, технические и технологические решения в сфере строительства в арктической зоне Российской Федерации, обеспечивающие снижение стоимости и сроков ввода в эксплуатацию сооружаемых объектов до 50-70% при соблюдении требований по качеству, безопасности и экологии.

Основные участники и механизмы поддержки

Главными участниками программы названы "Росатом", Спецстрой России, нефтегазодобывающие компании (в том числе "Роснефть", "Газпром", НОВАТЭК), РЖД, ОСК, "Администрация северного морского пути", администрации сухопутных территорий Арктической зоны РФ, Минобороны, Минэкономразвития и другие федеральные органы исполнительной власти, МЧС РФ, а также российские институты развития (ВЭБ, РВК, "Роснано", "Сколково", "Фонд Бортника"). Координация деятельности организаций, участвующих в проекте, и научно-технологическое сопровождение работ осуществляется через Фонд перспективных исследований.

Основным источником финансирования проектов будут государственные средства (в рамках госпрограмм), отмечается в паспорте новой программы.

Источниками внебюджетного финансирования будут средства организаций-инвесторов (в том числе нефте- и газодобывающие компании) и привлеченные средства, в том числе кредиты банков и средства потенциальных потребителей технологий.

Кроме того, возможна поддержка в виде государственно-частного партнерства для финансирования некоторых видов работ, имеющих высокий уровень экономического риска.

Два этапа

Программу планируется выполнить в два этапа.

На первом этапе (2017-2022 годы) планируется разработать, согласовать и утвердить дорожную карту сооружения объектов в арктической зоне РФ, включая требования к площадкам их размещения, энергообеспечению, инфраструктуре и материально-финансовым ресурсам.

Также предполагается отработать принципиальные технологические решения и запустить пилотные технологические проекты, разработать и запустить программы подготовки кадров.

Наконец, надо будет актуализировать нормативно-правовую базу и разработать новые регламенты, необходимых для освоения арктических территорий.

На втором этапе (2023-2030 годы) планируется создать инфраструктуру для масштабирования и масштабирование пилотных технологических проектов, и осуществить их масштабирование.

Освоение Арктики

Как сообщало МЧС РФ, общая стоимость полезных ископаемых, сосредоточенных в арктическом регионе России, превышает 30 триллионов долларов. Постепенно центр тяжести нефтегазодобычи России будет смещаться на шельф арктических морей, считают специалисты министерства.

В последние годы Россия приступила к активному хозяйственному освоению своих северных территорий, включая добычу углеводородов, а также развитию Северного морского пути, который все в большей степени становится альтернативой традиционным маршрутам из Европы в Азию. На защиту российских интересов в Арктике направлен целый комплекс мер, в том числе военного характера, учитывая возросшее внимание к региону со стороны стран-членов НАТО.

В апреле 2014 года президент Владимир Путин объявил о создании в российской части Арктики единой системы базирования надводных кораблей и подлодок нового поколения. По его словам, также предстоит повысить надежность охраны российской границы в Арктике, в том числе за счет усиления морской составляющей пограничной группировки.

Рекомендуем
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала