СОЧИ, 12 фев — РИА Новости, Ульяна Гребенникова. На спасение пальм и самшита Сочи, пораженных завезенными насекомыми-вредителями, есть не больше года; для этого необходимо введение режима чрезвычайной ситуации или изменение законодательства для использования радикальных методов.
После озеленения олимпийских объектов к Играм 2014 года в самшитовых лесах Сочи был обнаружен опасный вредитель — бабочка самшитовая огневка. Ее атаке подверглись самшитовые леса города, наиболее угрожающая ситуация сложилась в реликтовой тисо-самшитовой роще Кавказского государственного биосферного заповедника. Здесь огневка размножилась до численности, угрожающей жизнеспособности самшитовых насаждений. Пораженной оказалась половина рощи — около 180 гектаров. Также были поражены леса национального парка Сочи и самшит, растущий в центре города.
Вторым агрессивным завезенным вредителем стал красный пальмовый долгоносик, угрожающий уничтожением пальм курорта. Эффективно бороться с насекомыми-вредителями местным экологам мешали ограничения по использованию бактериологических и химических методов на заповедных и особо охраняемых территориях. В среду о спасении заповедных лесов Сочи заговорил министр природы Дмитрий Донской.
Кто убивает леса Сочи
"Сколько завезено вредителей? Около десятка видов, пока проявились только два. Остальные потихоньку развиваются и будут дальше акклиматизироваться. Пока проявляют себя агрессивно самшитовая огневка, которая поразила две тысячи гектаров самшита, и красный пальмовый долгоносик, который начинает кушать пальмы. Если ничего не будем делать, останемся без пальм", — рассказал РИА Новости председатель экологического совета города Сочи Владимир Остапук.
Наибольшие опасения у экологов в Сочи вызвала бабочка самшитовая огневка. Она относится к числу вредителей, способных активно распространяться естественным путем, и к настоящему времени уже широко распространена во многих странах Европы. Вид был включен в сигнальный перечень Европейской и Средиземноморской организации по карантину и защите растений, членом которой является Россия. Прошлым летом самшитовая огневка превратила уникальную тисо-самшитовую рощу, входящую в состав Кавказского государственного биосферного заповедника, в заросли паутины. Белые клочья свисали с пораженных деревьев, в связи с чем туристам приходилось пробираться, расчищая себе путь палками. В начале 2015 года эксперты фиксируют около двух тысяч гектар поврежденных самшитовых лесов, которых ждет вымирание, если не принять срочные меры.
Вторым насекомым-вредителем, угрожающим полным уничтожением уже другим растениям, стал красный пальмовый долгоносик. Это опасный карантинный фитофаг, являющийся вредителем пальм. Личинки жука, отложенные на вершину пальмы, проникают внутрь ствола и питаются там растительными тканями, практически полностью разрушая сердцевину и уничтожая точку роста пальмы. Повреждения практически незаметны до тех пор, пока пальма не погибнет. Вредитель уже заразил пальмы в Имеретинской низменности в Адлерском районе Сочи и распространился на территории Хостинского района города.
Кроме того, ученые уже обнаружили второго уничтожителя пальм — пальмового мотылька и вредителя, угрожающего эвкалиптам.
"Были определены три опасных вредителя эвкалипта, включённые Европейской и Средиземноморской организацией по карантину и защите растений. Обнаруженные новые чужеродные виды вредителей эвкалипта являются, так же как и растение-хозяин, аборигенными австралийскими видами", — сообщает Всероссийский научно-исследовательский институт цветоводства и субтропических культур.
Кто виноват?
По словам Донского, насекомых-вредителей, уничтожающих самшит и пальмы в Сочи, могли завезти в город-курорт умышленно накануне Олимпиады. Однако, по мнению местных экспертов, в сложившейся ситуации можно говорить не о злонамеренности, а о халатности служб, контролирующих ввоз растений.
"Это нарушение карантинного режима. У нас, скорее всего, плохо работала карантинная служба на таможне, завезли, никто не обследовал, срочно надо было делать посадки к Олимпиаде и получилось такое распространение", — отметил председатель экологического совета города Сочи Владимир Остапук.
Он добавил, что раньше в городе действовала ответственная служба, проверявшая все ввозимые растения, а кроме того содержала их в карантинном питомнике не меньше года и регулярно обрабатывала, чтобы уничтожить возможных насекомых-вредителей. Сегодня в Сочи специалистов и служб, которые бы проводили такую работу, нет.
Разбираться с теми, кто виновен в заражении природного богатства Сочи, теперь будут правоохранительные органы. Минприроды обратилось в Генпрокуратуру РФ для установления причастных к занесению вредителей.
Что делать?
Если выяснять, кто же виноват в заражении пальм и самшитов Сочи, можно долго, то времени на борьбу с завезенными вредителями очень мало. По мнению специалистов, черноморская природа может не выдержать атаки больше года.
"Временной характер наступает. Если мы год еще продержим, то наш самшит погибнет", — отметил РИА Новости Остапук.
До сих пор эффективно бороться с насекомыми в Сочи не могли, так как уничтожение вредителей осложняется ограничениями, установленными Лесным и Водным кодексами РФ, рядом подзаконных актов: на особо охраняемых природных территориях федерального значения (к ним относятся Сочинский национальный парк и Кавказский заповедник) запрещается использование химических и биологических препаратов. В этих условиях экологам остается только экспериментировать, завозя в Сочи энтомофаги — насекомых, которые питаются другими насекомыми.
"Единственное, что мы можем сейчас предпринять, это выпустить в порядке экспериментальных воздействий осу китайскую. Это аналог нашего наездника, аналог трихограммы. Трихограмма, к несчастью, отнесена к гербицидам биологической природы. А гербициды запрещены. А эта оса пока не внесена ни в какие перечни, это эксперимент. Ее будут выпускать, и она будет снижать численность самшитовой огневки", — рассказал РИА Новости заместитель директора Кавказского государственного биосферного заповедника по научной работе Николай Ескин.
Он уточнил, что китайская оса откладывает в кладки самшитовой огневки свои личинки, которые пожирают их. Таким образом, питаясь самшитовой огневкой, оса размножается. Когда такой вид еды закончится, популяция ос тоже должна сократиться.
"Что она принесет нам сама по себе, не станет ли она очередной проблемой, мы не знаем. Все наши доводы и убеждения, использовать нормальный лепидоцид, препарат, основанный на использовании гриба и бактерии, бактериальный препарат, местный штамм бактерии, тысячекратно использованный, закон запрещает", — добавил Ескин.
Его опасения по поводу проведения эксперимента разделяет и Владимир Остапук, добавляя, что китайская оса может поедать не только самшитовых огневок, но и, например, тутового шелкопряда.
"У нас есть биологический метод — лепидоцид, это микроорганизм, который хорошо себя зарекомендовал во многих лесах нашей России, и есть опыт наработанный. Это Новосибирский научно-исследовательский институт разработал. Но в Сочи испытания еще не проходили, есть своя специфика, есть своя опасность. Но то же самое и с ядами. Нигде не бывает идеально, это природа. Но липидоцид более эффективен и более реален, чем энтомофаг (китайская оса — прим. ред)", — считает Остапук.
Новый закон или чрезвычайная ситуация
На эксперименты, по словам Остапука, выделено около 3,6 миллиона рублей. На них будет организована лаборатория для специалистов для изучения китайской осы. Однако и этот способ может оказаться не только опасным, но и долгим и неэффективным.
"В лабораторных условиях она поражает (самшитовую огневку) на 100%, а в таких природных условиях только 5-6%, значит, что с помощью энтомофага побороть самшитовую огневку нам будет практически невозможно. Кроме того, это длительный процесс. Можем не успеть", — отмечает Остапук.
Спасать сочинскую природу, по мнению экспертов, надо более радикальными и проверенными методами, среди которых химический (использование ядов) и бактериологический (использование бактерий и грибков).
"По городским территориям лучше обстановка, чем в особо охраняемых территориях. Там усилиями администрации города заставили провести химобработку, делать то, на что мы не имеем права. Эта химобработка дала свои результаты, самшит сохранен", — рассказал Ескин, добавив, что спасение городского самшита — временная мера, так как деревья, окруженные тысячами гектаров зараженного леса, снова подвергнутся атаке.
Глава Минприроды уже поручил профильному департаменту министерства проработать вопрос о внесении в законодательство дополнений, разрешающих в исключительных случаях применение пестицидов для обеспечения защиты деревьев и кустарников, занесенных в Красную книгу РФ. При этом ускорить решение проблемы и "развязать руки" ученым смогла бы другая мера — введение на территории Сочи режима чрезвычайной ситуации.
"Это поможет. Надо вводить чрезвычайную ситуацию. Она у нас сейчас не введена. Ее ввести может только президент с подачи министерства или кабинета министров", — рассказал Остапук, добавив, что использование химических методов допустимо на территории Национального парка Сочи и Кавказского государственного биосферного заповедника только в режиме ЧС.
"Нужна огромная сумма, чтобы спасти самшит. Мы собрали производственников, ученых, мы собирались в институте горного лесоводства и цветоводства. И все выдали свои данные. На основании этих данных просчитали, и получилась такая сумма в 520 миллионов рублей на две тысячи гектаров самшитника", — пояснил Остапук.
Он отметил, что дороговизна проекта связана со сложными горными и скалистыми территориями, которые необходимо обрабатывать.
"Обрабатывать химически прямо с самолета невозможно. Это надо делать по-другому: или ранцы, или машины, или беспилотники. Довольно сложный процесс", — добавил Остапук.
Пока одни специалисты пытаются решить, какими методами спасать уникальные леса, в Сочинском отделении Русского географического общества разрабатывают проект восстановления самшита. Он предусматривает создание питомника для выращивания молодых деревьев, а потом высадки их вместо погибших лесов.