Юрий Городненко
Пока слишком рано говорить, насколько заметный вклад в урегулирование украинского конфликта внесут договоренности, достигнутые на только что закончившихся в Минске переговорах в "нормандском формате". Но некоторые важные выводы — в частности, об истинных мотивах европейских политиков, — они уже позволяют сделать.
Лишь бы трубы не горели
Если демилитаризованная зона будет создана в упомянутых границах, то в нее попадет поселок городского типа Новопсков (север Луганской области). Через него проходит международная газотранспортная магистраль "Союз". В Новопскове располагается линейное производственное управление магистральных газопроводов. Но именно поселок Новопсков может быть занят ополченцами в случае ликвидации дебальцевского котла и продвижения ополченцев на север.
То есть получается, что, реально оценив существующие угрозы и стремясь сохранить безопасность газотранспортного транзита через Украину, лидеры Германии и Франции и совершили украинский вояж. В четверг в Минске вместе с Владимиром Путиным они оказали на Порошенко давление, чтобы заставить его пойти на уступки в мирном процессе.
Перед вылетом в Минск украинский президент делал достаточно воинственные заявления: обвинял в очередной раз Россию в "агрессии", публично отказал Донбассу в предоставлении автономного статуса, отверг даже саму идею повышения статуса русского языка, пообещал ввести "военное положение", пригрозил, что "все пойдет вразнос", если договориться не удастся. Пока шли переговоры в Минске, по его приказу украинские "Ураганы" и "Грады" демонстративно расстреливали города Донецк и Луганск.
Тем не менее, лидеры России и ЕС совместными усилиями убедили украинского президента встать на путь мира, сделать первый шаг на пути к урегулированию конфликта на востоке Украины.
По итогам минских переговоров, длившихся 16 часов, подписан документ контактной группы о мерах, направленных на имплементацию минских договоренностей. Достигнута договоренность о проведении до конца года конституционной реформы, направленной на децентрализацию, разоружение всех незаконных формирований, вывод всех иностранных вооруженных формирований под наблюдением ОБСЕ, создание зоны безопасности для тяжелой артиллерии от 50 до 140 км.
С газом у Европы по-прежнему проблематично
Даже если нынешние договоренности будут соблюдаться, и упомянутая выше международная газотранспортная магистраль "Союз" останется под контролем Украины, ситуация с энергоресурсами в странах ЕС остается крайне напряженной.
По данным мониторингового портала Gas Infrastructure Europe, подземные газохранилища стран Евросоюза в текущем году оказались заполнены всего на 49,5% (данные на 8 февраля). Это самый низкий показатель за последние 10 лет.
Да и в целом Украина стала для Евросоюза еще большей головной болью, чем Греция. По оценкам аналитиков, Киев сегодня нуждается в кредитах на сумму 40-50 миллиардах долларов для стабилизации экономики. Вместо расширения рынков сбыта Берлин и Брюссель столкнулись с угрозой получить у восточных границ ЕС нестабильную и непредсказуемую страну, управляемость которой вызывает большие сомнения.
Шаткие домашние позиции президента Порошенко
Можно с уверенностью предположить, кого политические силы Украины единодушно назначат ответственным за военную катастрофу. Конечно, это будет главнокомандующий ВСУ Петр Порошенко. Ему припомнят все — и бездарное управление армией, и развал экономики, и работу в правительстве Януковича, и даже фабрику в Липецке.
Можно было бы предполагать, что его судьба будет хоть сколько-нибудь интересна Западу. Но не ради спасения украинского президента бросились на переговоры сначала в Киев и Москву, а теперь и Минск европейские лидеры. Куда важнее для них собственное политическое будущее.
Они не могут игнорировать общественное мнение стран ЕС, которое настроено на скорейшую нормализацию отношений с Россией и мирный диалог по Украине. За это, согласно соцопросам, проведенным по заказу агентства DPA, выступает более 80% жителей Германии. Смена общественных настроений стала результатом замедления темпов экономического роста еврозоны вследствие санкционной войны с Россией.
Сокращение спроса на европейские товары со стороны России и Китая, согласно прогнозам аналитиков британского финансового информационного сервиса Markit, станет основной причиной начала рецессии в еврозоне в 2015 году (рост ВВП в первом квартале составит всего 0,1%).
Была у Европы надежда на расширение сбыта товаров на Украине после подписания Соглашения об ассоциации с Европейским союзом. Туда, действительно, хлынул поток европейских товаров. Импортировали даже ту продукцию, которая традиционно создавалась украинскими товаропроизводителями (например, Германия стала лидером по поставке сала). Но возможности украинского рынка в результате войны, коллапса экономики, гигантской коррупции стали резко уменьшаться и общий импорт на Украину по итогам 2014 года сократился на 27%.
Так что у тех, кто разжег украинский конфликт, теперь осталось очень мало времени, чтобы остановиться и подумать над своей дальнейшей судьбой.