КАЛИНИНГРАД, 11 фев — РИА Новости. Соседние с Россией страны Балтии реализуют крупные инфраструктурные проекты, в частности, по разработке месторождений сланцевого газа, строительству крупных энергетических и транспортных объектов, без учета мнения российских экспертов и общественности, считают экологи-участники конференции "Ответственная экологическая политика в Балтийском регионе", которая прошла в среду в Калининграде.
"Работа по этим направлениям ведется странами Балтии без учета мнения общественности и экспертного сообщества России. Результатом этого может стать рост экологических рисков для приграничных регионов нашей страны, прежде всего, Калининградской и Псковской областей", — сказал председатель правления фонда содействия охране окружающей среды "Природа" Мирзега Абдуселимов.
Сланцевый газ
Калининградская область — самый западный регион России, отделенный от остальной территорией страны, граничит с Польшей, в которой добыча газа из сланцевых пород считается одной из ключевых задач стратегии достижения энергетической безопасности. По данным экологов, в Польше до 2014 года действовало 11 международных компаний, не считая местных, которые могли проводить изыскания на 59 лицензированных участках.
По предварительным оценкам Геологического института Польши, запасы сланцевого газа в стране составляют от 345 до 768 миллиардов кубометров. Такой объем мог бы полностью удовлетворить потребности Польши в газе на 35-65 лет. В 2014 году правительство Польши объявило о планах ввести налоговые послабления для компаний, которые занимаются разведкой этого топлива.
Для добычи сланцевых газа и нефти используется метод гидравлического разрыва пласта, который создает угрозу загрязнения источников питьевой воды химикатами, а также может провоцировать землетрясения. В связи с этим в большинстве стран Европы на разработку сланцевых месторождений наложен мораторий.
По мнению доцента кафедры гидрогеологии геологического факультета МГУ имени Ломоносова Анны Корзун, на сегодняшний день нет решений проблемы утилизации сточных вод, которые образуются в результате обработки сланцевого газа. Уменьшаются и объемы питьевой воды — эксплуатация небольшого месторождения сланцевого газа сопоставима с водоснабжением города с населением 30-35 тысяч человек в течение 20 лет.
"Метан сразу попадает в воздух, и мы можем сразу это регистрировать. Влияние на подземные воды проявляется через несколько лет или даже десятилетий. Опасность существует. Основными источниками будут являться пруды-отстойники, в которые будет собираться вода из-под земли, которая была закачана в результате гидроразрыва", — считает Корзун.
Куршская коса — объект наследия Юнеско
Руководство национального парка "Куршская коса" обеспокоено реализацией заявленного властями Литвы плана по расширению Клайпедского порта, связанного с развитием его как узла по транспортировке сжиженного газа, а также возможного строительства мостового перехода на литовской части косы, которое может повредить экологии нацпарка.
"Куршская коса" — уникальный заповедник, разделенный между Литвой и Россией. Территория внесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Коса — это узкая полоска суши между Балтийским морем и Куршским заливом, состоит из песка, покрытого тонким растительным слоем, на ее территории сохраняются редчайшие виды растительности, здесь же была основана первая в мире орнитологическая станция.
"Пока у руководства нацпарка нет официальной информации о проекте и выводов, которые сделали специалисты ЮНЕСКО после проверки. Но мы обеспокоены возможным неблагоприятным влиянием на природу, изменением облика и увеличением нагрузки на природный парк в связи со строительством моста", — сказала замдиректора нацпарка "Куршская коса" Людмила Поплавская.
Морской терминал для приема сжиженного газа был введен в строй в конце 2014 года в литовском порту Клайпеда. Возможность строительства моста на Куршскую косу обсуждалась на разных уровнях — потребность в нем связана именно с терминалом, работа которого парализует паромную переправу, соединяющую литовскую часть косы с "материковой" частью Литвы.
"По последним данным проекта строительства моста через Клайпедский пролив не существует. Есть идея, которую вбросили для обсуждения, и главным образом в связи с необходимостью углубления морского канала. Конечно, возникновение проекта строительства этого моста в высшей степени сомнительно", — отметил руководитель рабочей группы по охране окружающей среды Общественной палаты Калининградской области Феликс Алексеев.
Участники обсуждения приняли резолюцию по итогам обсуждения, которую планируют направить в органы власти и общественные объединения стран Балтии и Евросоюза. Встреча экологов в Калининграде стала первой из двух запланированных сессий, вторая состоится 18 февраля в Пскове.