Хотя 2014 год в латвийско-российских отношениях был сложным, Риге и Москве необходимо искать выход из черной полосы межгосударственных отношений, ведь негативное влияние политической ситуации отражается на многих сферах сотрудничества — в частности, придуманные Западом санкции, бумерангом бьют по экономике Латвии, заявил в интервью РИА Новости чрезвычайный и полномочный посол РФ в Риге Александр Вешняков.
— Александр Альбертович, как вы оцениваете уровень развития отношений между Латвией и Россией?
— Нашими странами создана обширная договорно-правовая база для взаимовыгодного сотрудничества, неоднократно осуществлялись контакты на высшем и высоком уровнях.
Вместе с тем прошедший 2014 год стал самым неблагополучным за последние 20 лет наших межгосударственных отношений. При этом нельзя говорить об ухудшении отношений только в контексте позиции Латвии по украинскому кризису, местные националистически ориентированные политики, приверженцы агрессивного антироссийского настроя системно искали повод, чтобы как можно больнее уколоть нашу страну, в том числе стимулируя работу так называемой комиссии по подсчету ущерба от "оккупации", стремлением искоренить русский язык, ущемить права русскоязычных жителей Латвии, игнорируя международно-правовые нормы и принципы.
Мы должны найти решения по выходу из этой черной полосы межгосударственных отношений. Некоторые шаги последнего времени свидетельствуют о том, что надежда на это есть. К таким шагам я отношу декабрьский визит госсекретаря МИД Латвии Андрейса Пилдеговича в Москву и политические консультации, которые он проводил с первым заместителем министра иностранных дел Российской Федерации Владимиром Титовым, а также январский визит в Москву министра иностранных дел Латвии Эдгара Ринкевича и переговоры с министром иностранных дел России Сергеем Лавровым.
— Как на отношения повлиял тот факт, что Латвия является председателем Совета ЕС?
— Не думаю, что в контексте латвийской евровахты можно говорить о серьезном влиянии на наши межгосударственные отношения. Скорее, речь идет о некотором смещении акцентов в пользу более глобальных, мировых вызовов и угроз, которые рассматриваются в рамках латвийского председательства. При этом, как правило, председательствующий ведет себя более ответственно и корректно.
— Как политическая ситуация сказывается на экономических отношениях между странами?
— Экономики России и Евросоюза — "сообщающиеся сосуды", и придуманные Западом санкции бумерангом бьют по экономике Латвии. Наибольшие потери понесли латвийские предприятия пищевой и легкой промышленности, ориентированные на экспорт продукции в Россию. К примеру, убытки в молочной сфере оцениваются в 60 миллионов евро. Негативное влияние политической ситуации отражается на инвестиционном взаимодействии и в области туризма.
Транзит российских грузов через территорию Латвии пока не пострадал. Через морские порты Латвии в 2014 году прошло более 74 миллионов тонн грузов, значительная часть которых имеет российское происхождение (около 75% от общего объема). Геополитическая ситуация привела к переориентации части грузов из черноморских портов на латвийские, обеспечив их дополнительную загрузку. Этим можно объяснить положительную динамику и 18-процентный рост российско-латвийского товарооборота и в 2014 году. По итогам 2014 года он составил 13,2 миллиарда долларов. Напомню, что в 2013 году товарооборот составил 11,2 миллиарда долларов.
— С чем связан уход из Латвии фестивалей КВН, "Юрмалина" и "Новая волна"?
— Решение организаторов этих мероприятий, на протяжении многих лет создававших положительный образ Латвии, способствовавших популяризации Юрмалы как города-праздника, привлекших сюда многомиллионные инвестиции, вполне объяснимо. Организаторы и участники юрмальских фестивалей почувствовали дискомфорт, никому не хочется гадать, пустят его в Латвию или нет, как это уже было в прошлом году якобы из-за "угрозы национальной безопасности".
— Возможно ли дальнейшее обострение отношений между Латвией и Россией?
— Этого, к сожалению, исключить нельзя, но я надеюсь на здравый смысл и прагматиков, которые есть в латвийском руководстве и обществе.