Владимир Лепехин
Переговоры отличаются от уговоров тем, что в первом случае стороны слушают, а иногда даже слышат друг друга, а во втором – они пытаются навязать своему визави собственную позицию. Так, в общем-то, и произошло в минувшую пятницу во время встречи президента России с Франсуа Олландом и Ангелой Меркель.
Лидеры Франции и Германии привезли в Москву "мирный план" и попытались навязать его Владимиру Путину, хотя этот план касается не России, а Новороссии – территории, на которой от рук киевских карателей каждый день гибнут люди.
В оценке привезенного в Москву плана не участвовали лидеры ДНР и ЛНР, а посему – что естественно — уговорить Владимира Путина принять предложения европейской стороны не удалось: не может же президент России принимать решение о судьбе Новороссии вместо жителей юго-востока Украины.
При этом Олланд заметил, что устойчивому мирному соглашению альтернатива одна – война.
И это уже даже не уговоры, а шантаж.
Уговоры на фоне активизации НАТО
В тот самый момент, когда Меркель и Олланд обсуждали с Порошенко в Киеве план принуждения Владимира Путина к миру, в Брюсселе главы Минобороны стран-членов НАТО принимали меры по приведению Сил реагирования Альянса в состояние повышенной боеготовности.
Более того, уже на состоявшейся в минувшие выходные Мюнхенской конференции по безопасности целый ряд американских политиков выступили с предложением начать открытые поставки оружия на Украину в помощь Киеву.
Считается, что именно перспектива начала официальных, а значит — неограниченных поставок вооружений на Украину и, следовательно, перерастание войны на Украине из гражданской в общеевропейскую и побудила Меркель и Олланда предложить свой "мирный план" Москве.
Насколько мирен "мирный план" Олланда и Меркель
Замечено, что активность европейских "миротворцев" на Украине резко возрастают во время контрнаступления ополченцев. То есть, когда украинские войска ведут обстрел мирных городов, нарушая соглашения о перемирии, – это, вероятно, европейские политики считают нормальным, а потому не является поводом для активизации переговоров. Однако же, как только возникает угроза киевскому режиму, чиновники Евросоюза начинают говорить с самых разных трибун о необходимости заключения мира.
Так, на прошлой неделе, когда ополченцы взяли Углегорск, а в районе Дебальцево замаячила перспектива очередного поражения Киева, в Европе вновь засуетилась целая армия высокопоставленных чиновников, представители которой потянулись – кто на восток (в Киев и Москву), а кто в НАТО и Вашингтон.
По итогам переговоров франко-германского тандема с Владимиром Путиным в Москве в минувшую пятницу в российской и зарубежной прессе появились сдержанные комментарии о том, что "переговоры прошли в конструктивном и содержательном ключе". Однако сегодня все чаще звучат вопросы: "А каков конкретный результат этих переговоров?" и "А есть ли на самом деле мирный план у Олланда и Меркель? Или цель их визита в Москву состояла исключительно в стремлении уговорить (или принудить) Президента России принять некие условия Брюсселя, согласованные с Вашингтоном?"
Существует точка зрения, что если бы у лидеров Франции и Германии действительно имелся план достижения мира на Донбассе, они бы не выставляли заведомо невыполнимые условия — о том, например, что Украина – при любом развороте событий — должна остаться целостной. И уж поскольку Олланду и Меркель наверняка известна позиция ополченцев ДНР и ЛНР, заключающаяся в том, что никакой "целостности" у них с киевским режимом быть не может, не исключено, что евротандем изначально был сориентирован на достижение в Москве нулевого результата.
Полагаю, что лидеры Германии и Франции должны были сначала договориться о совместных действиях с Путиным и только потом отправиться к Порошенко – уговаривать его присоединиться к мирному плану, поскольку войну на юго-востоке все-таки ведет Киев, а не Москва и население ДНР и ЛНР. Но европолитики продолжают делать вид, что развитие ситуации на Украине зависит якобы от Москвы.
Таким образом, истинные мотивы Олланд и Меркель – что бы они ни говорили публично, – похоже, состоят в том, чтобы заморозить ситуацию на Украине и оставить в ней всё как есть – в виде гражданской войны, если и выходящей за пределы Украины, то только в сторону Востока.
Мы, со своей стороны, не будем столь категоричны в отношении Олланда и Меркель, тем более что вчера, в ходе Мюнхенской конференции по безопасности лидер Германии, подтвердив необходимость сохранения экономических санкций против России, одновременно выступила – надо отдать ей должное — против поставок оружия Украине.
Удастся ли уговорить Путина в Минске?
Вероятность достижения в Минске прорыва по вопросу о ситуации на Донбассе чрезвычайно мала по целому ряду причин. Во-первых, по той причине, что, несмотря на все свои призывы к миру, Порошенко не собирается идти на какие-либо уступки ДНР и ЛНР. Во-вторых, ополченцы не для того защищают свои города, чтобы согласиться на безумные условия Киева. А в-третьих, ни один из европейских лидеров, включая Олланда и Меркель, на самом деле не является договороспособным.
Недоговороспособность европейских лидеров была наглядно продемонстрирована министрами иностранных дел ряда стран Евросоюза 20 февраля прошлого года в Киеве. Аналогичным образом не могут обеспечить выполнение договоренностей с Москвой и любые другие европейские политики.
К примеру, позицию Меркель, сводящуюся к нецелесообразности поставок вооружений Киеву, немедленно дезавуировал тот же Столтенберг, заявив, что "каждая страна-член НАТО должна сама решить, поставлять оружие на Украину или нет".
Это, вероятно, понимает и сама г-жа Меркель, иначе бы не перешла бы на язык ультиматума (о таком ультиматуме сообщают источники The Wall Street Journal в дипломатических кругах), заявив, что если Россия не примет "мирный план", Россию ждут новые санкции.
Таким образом, договороспособной стороне (а к ней из участников "нормандского формата" относится только Россия), предстоит выдержать в Минске очередной натиск евроинтеграторов, говорящих о мире, но думающих о войне.