Отмена пошлин на будущий урожай российской пшеницы в Египет, соглашение о зоне свободной торговли с ЕАЭС и переход во взаимном товарообороте на национальные валюты — вот только несколько из главных экономических тем, которые бы в Каире хотели обсудить во время начинающегося 9 февраля визита в египетскую столицу президента Владимира Путина. О том, куда и зачем египтяне зовут российских инвесторов и почему Египет не намерен сейчас просить кредит у России, в интервью РИА Новости рассказал министр промышленности и торговли этой страны Мунир Фахри Абдель Нур.
— Господин министр, известно, что Египет и Россия во время визита российского президента в Каир намерены подписать меморандум о взаимодействии между Минэкономразвития и министерством инвестиций Египта о сотрудничестве в области привлечения инвестиций и участия российских компаний в строительстве объектов на египетской территории. Кроме того, планируется подписать соглашение между Российским фондом прямых инвестиций и министерством инвестиций Египта. Есть ли еще какие-либо вопросы в области торговли и экономики, которые в Каире бы хотели обсудить с российской стороной?
— Хотелось бы поднять тему поставок российской пшеницы. Египет, как вы знаете, сейчас является ее крупнейшим импортером. Россия по разным причинам наложила пошлины на ее экспорт и доставку, что привело к росту цен. Этот вопрос будет поднят, так как Египет рассчитывает на отмену пошлин, по крайней мере, с июня-июля, момента появления нового урожая пшеницы. Также важна тема импорта египетской сельхозпродукции. Он в 2014 году вырос по сравнению с 2013-м почти на 30%. Мы надеемся, что эта тенденция будет продолжаться. Между двумя таможенными службами двух стран существуют доверительные отношения. Думаю, что это послужит облегчению процедуры оценивания таможней сельхозпродукции, поставляемой из Египта в Россию. По этому поводу между таможенными службами двух стран 26 февраля в Каире будет подписан специальный протокол.
— На каком этапе сейчас находится тема переговоров о создании между Египтом и Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС) зоны свободной торговли?
— Мы стремимся к подписанию соглашения о зоне свободной торговли с этим экономическим объединением и надеемся, что встреча между двумя президентами послужит возможностью для продвижения этой темы вперед.
— Известно, что Египет выделил России землю под промышленную зону. В каком районе она располагается и какие выгоды получат российские компании в случае прихода туда?
— Под российскую промышленную зону был отведен район Итака в провинции Суэц. Россиянам были сообщены ее координаты и описание.
Мы приглашаем российские компании инвестировать в этот район, который станет частью большого проекта развития Суэцкого канала.
Участие в этом несет в себе массу привлекательных для инвесторов моментов; они воспользуются законом "Об экономической зоне", который предоставляет инвесторам большие льготы.
Конечно, во время предстоящих переговоров будет поднята тема промышленных объектов, которые были построены в 60-е годы прошлого века при помощи советских технологий. Они нуждаются в восстановлении и модернизации. Среди них: завод по производству алюминия в Наг-Хаммади, Хелуанский металлургический комплекс, силовые трансформаторы Асуанской ГЭС и другие проекты, которые нуждаются в российском опыте для их модернизации.
— Идея, высказанная несколько месяцев назад в правительственных кругах Египта, о покупке россиянами туров на красноморское побережье в рублях и последующей закупке в этой же валюте Каиром российской продукции. Нашла ли она какое-либо дальнейшее продолжение?
— Египет приветствует такое соглашение, но сначала нужно дождаться ответа от Москвы. Россия сейчас переживает трудные экономические времена. Думаю, что в данный момент она стремится к увеличению поставок пшеницы и сжиженного газа в обмен на доллары.
— Подписано ли соглашение по импорту сжиженного природного газа (СПГ) в Египет, договоренность о котором была достигнута совсем недавно?
— В субботу было подписано соглашение между Египетской газовой компанией и "Газпромом" о поставках шести партий СПГ ежегодно на протяжении пяти лет. Также мы пригласим нефтяные российские компании к поиску и добыче нефти и природного газа в Египте в дополнение к тем компаниям, которые уже работают в нашей стране, таким как "Лукойл", RWE — изначально немецкая компания, приобретенная "Альфа-групп". Мы надеемся, что в тендерах примут участие еще больше российских компаний, такие как "Роснефть", "Газпром".
— Велись ли переговоры о предоставлении Россией Египту кредита?
— Мы проходим этап большого развития, у нас большие проекты, и хотим их выполнить в кратчайшее время. Мы рады любому кредитованию, которое могло бы быть предоставлено Россией. Но мы не будем давить на российскую сторону, так как экономические условия, в которых находится Россия, очень сложные. Мы не просили кредит.