ДЕБАЛЬЦЕВО, 7 фев — РИА Новости. Эвакуация мирных жителей из окруженного Дебальцево на Украине, о котором удалось договориться ополчению и силовикам в пятницу, не обошлась без упреков: представители самопровозглашенной Донецкой народной республики уже направили претензии украинской стороне, а в субботу и вовсе отказались от планов по дальнейшей эвакуации, опасаясь за безопасность как мирного населения, так и тех, кто обеспечивает эвакуацию.
Замкомандующего штабом ополчения ДНР Эдуард Басурин заявил, что среди эвакуированных из Дебальцево в сторону Славянска были в основном украинские военнослужащие, которые таким образом выбрались из "котла". Власти ДНР заявили, что их автобусы ушли практически пустыми из-за того, что киевские власти не оповестили население о возможности уехать в сторону Донецка.
Дебальцево — небольшой город на северо-востоке от Донецка. Город небольшой (45 тысяч человек населения), но важный: здесь сходятся железнодорожные пути из Харькова, Мариуполя, Ростова-на-Дону, Таганрога и Москвы. Сейчас из-за боевых действий парализована не только работа станции Дебальцево — по этой причине остановлено и грузовое железнодорожное сообщение между территорией ДНР и остальной Украиной.
В июле прошлого года Дебальцево и соседние деревни взяли под контроль силовики. С тех пор здесь сосредоточены значительные силы армии и Нацгвардии — около 7-10 тысяч человек. Стратегическое значение города объясняется тем, что Дебальцевский плацдарм (он же "язык") вдается в территорию ДНР и ЛНР, ставя под угрозу такие города повстанцев, как Горловка, Енакиево, Шахтерск, Лисичанск и Стаханов. Судя по всему, киевское командование намеревалось использовать этот плацдарм для наступления на самопровозглашенные республики. В свою очередь, ополченцы, стремясь превратить "язык" в "котел", намерены сорвать эти планы. Сейчас город практически окружен, ополченцы постоянно обстреливают позиции силовиков, сделав исключение только для пятницы — на время действия "гуманитарного коридора".
Когда-то, до "войны", из Донецка в Дебальцево можно было проехать напрямую — дорога составляла примерно 70 километров. Теперь все изменилось. Сейчас некоторые отрезки дороги ДНР не контролирует — артиллерия силовиков легко простреливает их. Другие отрезки усеяны минами и неразорвавшимися "Градами". В общем, ездить напрямую здесь смертельно опасно. Поэтому приходится ехать в объезд, по длинному крюку, через города Енакиево (кстати, родину Виктора Януковича) и Горловку.
Сразу за Енакиево пейзаж резко меняется. Если Донецк и Макеевка — это цивилизация, где кипит жизнь, работают кафе, ездят машины и даже ходят пешеходы, то здесь — настоящая ледяная пустыня, почти как в Арктике. Вместо машин — военная техника ополченцев, танки и "Грады".
Пятница. Весь дорожный трафик — едущие нам навстречу длинные вереницы легковых машин с повязанными белыми ленточками. Так обозначают себя гражданские машины, которые вывозят беженцев из зон боевых действий.
"Мы узнали, что объявлен зеленый коридор, съездили за своими родственниками. Сил у них уже нет жить под обстрелами", — говорит водитель старенькой "Дэу Нексия". Небольшая машина набита людьми, одеялами, пожитками и кошками — люди покидают свои дома и не знают, когда смогут вернуться домой.
В Горловке тут и там попадаются разрушенные здания — с середины лета город живет под постоянными обстрелами украинской армии, погибло около 150 мирных горожан. Вот, наконец, блокпост на выезде из города. Здесь стоит поврежденная и целая техника, много техники — ДНР готова как к наступлению, так и к обороне. А пока ополченцы варят суп на костре — электричества в этом районе давно нет.
Сегодня у ополченцев из-за перемирия "выходной". Выезжаем на трассу в сторону Углегорска. Всего неделю назад по ней железной лавиной пошли танки и БТР ополченцев. Они смели блокпосты силовиков и вошли в город. Теперь тут и там попадаются сгоревшие танки и бронетехника. На одном до сих пор висит красно-синий флаг Новороссии. На другом надпись: "Слава Украине — героям слава".
Углегорск представляет собой довольно удручающее зрелище. Кажется, целого здания тут не найти. Воронки от артиллерии, танки, из-за взрывов потерявшие башню. Наконец, колонна покидает Углегорск и выезжает на нейтральную территорию — здесь нет ни тех, ни других. Есть только брошенные блокпосты и разбитые деревенские дома, на пороге которых провожают нашу колонну взглядом старики: неужели обстрелы закончились и можно хотя бы выйти на воздух?
Через 10 километров пикет Нацгвардии. Их яркие жовто-блокитные нашивки и ленточки видно издалека, ни с чем не спутаешь. Сегодня они настроены миролюбиво. К счастью, они тоже знают про объявленное перемирие. Колонну пропускают без проблем.
И вот, наконец, так называемый крест — перекресток на въезде в Дебальцево. Силовиками он превращен в неприступную крепость: бетонные блоки, бронетехника, украшенная украинскими флагами и символикой. Их лица не выражают никаких эмоций. Ведь у них сегодня тоже "выходной".
Мы заезжаем в Дебальцево — тот самый город, который в последние дни не сходит с первых страниц сайтов и газет. Ополчение пытается взять его в окружение, и, если кольцо захлопнется, в "котле" окажется несколько тысяч окруженных силовиков. Что будет дальше — уличные бои, артобстрелы, изнурительная осада или массовая сдача силовиков в плен — пока никто не знает.
Внешне Дебальцево не отличить от соседних Углегорска и Горловки: такие же пустые улицы, разбитые артиллерией дома. То, что здесь другая власть, понятно только по символике — флагам на административных зданиях — и граффити. Нелицеприятные в адрес ДНР и прославляющие Украину.
Еще одно отличие — здесь работает оператор "Киевстар", на днях отключивший вышки на территории "сепаратистов". Из-за фокусов вдруг ожившей связи "Киевстара" мне с неизвестного номера приходит чужая эсэмэска: "Ротный дернул в Краматорск. Запахло жареным. Ночью мы тоже валим". Краматорск — это город в глубоком тылу силовиков, сосед печально знаменитого Славянска. Ну а пленные силовики часто жалуются на то, что командиры их бросают и первыми бегут в тыл.
Водители в колонне и полиция из ДНР нервничают: ждут провокаций. Удобно обстрелять колонну и обвинить в этом другую сторону. И действительно — начинает "работать" миномет. Мы были в Дебальцево три часа, и все это время миномет издавал громкие глухие звуки, отправляя снаряды куда-то за пределы города — скорей всего, на позиции ополченцев. Никто из силовиков даже не пытался отправиться на звук и выяснить, кто же нарушает режим тишины. На "бахи" вообще никто не обращал внимание, кроме голландских журналистов, работающих в Донбассе первый день: для них это как раз в диковинку.
"Какой-то дурак стреляет, знает, что ополченцы отвечать не будут — ведь тут полно мирных, все в автобусы садятся. А ответят, так тоже хорошо: можно будет по украинским каналам показать, какие ДНР плохие, обстреляли гуманитарные автобусы", — комментирует местный житель, заметив наш испуг.
На главной площади Дебальцево, перед разбитым зданием горисполкома, собрались несколько сотен жителей, замученных и бедно одетых. Большинство пришли за гуманитаркой, которую украинские власти раздают здесь же, в горисполкоме. А уезжать из окружения жители Дебальцево, кажется, и не собираются. "А куда мы поедем? В Донецк? Так там такие же обстрелы, как здесь! Лучше уж дома сидеть! В Славянск? А кому мы там нужны? У Украины денег на нас нет!" — злится местная жительница, Лидия Кирилловна, когда мы ее об этом спрашиваем.
"Мы живем в подвале! Едим вот эти подачки! Света у нас нет, тепла тоже нет, готовим на кострах!" — окружают нас местные жители. Нацгвардейцы, которых на площади собралось несколько десятков, спокойно наблюдают за нами, пропуская мимо ушей ругань в адрес Киева и его бойцов.
Автобусы с надписями "Славянск" и "Эвакуация в Донецк" стоят рядом — у горожанина есть выбор, уехать на "Украину" или в ДНР. Автобусы в Славянск — город, который когда-то сам был главной "крепостью" ДНР, а теперь превратился в глубокий тыл — наполняются быстрее. "Там все-таки мир. Пенсии дают. И у нас дочка на украинской стороне живет", — поясняет свой выбор одна из пассажирок. На погрузку она пришла с огромными сумками. Позднее власти ДНР заявили, что их автобусы ушли пустыми из-за того, что киевские власти не оповестили население о возможности уехать в сторону Донецка.
Наконец погрузка закончена, длинная вереница практически пустых автобусов отправляется обратно в Донецк.
Вскоре мы вновь убеждаемся в этом — всего в нескольких километрах от Дебальцево в сторону Углегорска попадается группа ополченцев, которая приехала нас встречать. Сопровождающая машина милиции Украины останавливается: на территории ДНР ей появляться не стоит.
Украинский офицер передает конвой ополченцам, а те осматривают автобусы: нет ли в них каких-нибудь диверсантов (такой случай был с луганской стороны "дебальцевского котла") или еще каких-то "сюрпризов".
Пользуясь случаем, ополченцы читают силовику нотацию. "Мы тебе ничего не сделаем, но сдержаться не могу. Зачем вы пришли на нашу землю? Зачем стреляете по нам? Зачем убиваете стариков и детей?" — кричит ополченец на офицера. Тот молчит. Где-то со стороны Дебальцево продолжает "работать" миномет.