МОСКВА, 6 фев — РИА Новости. Энергетический конфликт РФ и Украины подчеркивает важность диверсификации поставок энергоносителей в Европу, при этом Россия в будущем должна остаться основным поставщиком газа в ЕС, который при этом будет работать на конкурентной основе, считает заместитель государственного секретаря по энергетической дипломатии Бюро энергетических ресурсов Государственного департамента США Робин Данниган (Robin Dunnigan).
"Я думаю, российско-украинский кризис подчеркивает трудности, с которыми можно столкнуться, если ты зависишь лишь от одного поставщика газа. В прошлом году США и ЕС вместе работали с Украиной над ее реформой энергетического сектора. Эта реформа позволит увеличить внутреннюю добычу и сократить спрос в стране, чтобы через 4-5-6 лет Украине не пришлось покупать российский газ", — сказала Данниган, выступая на конференции министров энергетики ЕС в Риге.
Для прохождения текущей зимы, по словам заместителя госсекретаря США, Украине важно развивать сотрудничество со своими соседями — Словакией, Венгрией, Польшей, поставляющие реверсный газ на Украину.
В то же время, как отметила Данниган, это не означает, что Россия не должна остаться основным поставщиком газа в Европу. "Конечно, Россия будет и должна быть основным поставщиком. Но ей необходимо стать поставщиком на конкурентной основе. Чем больше ЕС работает над созданием единого рынка, тем больше приходит поставщиков, которые могут конкурировать на рыночных условиях", — сказала она.
Российский газ в 2014 году не поставлялся Украине почти шесть месяцев. "Газпром" 16 июня перевел "Нафтогаз" на предоплату из-за долгов, и только 9 декабря поставки были возобновлены. Этому предшествовали длительные переговоры с участием Еврокомиссии, по итогам которых украинская компания погасила часть задолженности за ранее поставленный российский газ и начала перечислять средства в качестве предоплаты новых поставок.
На этом фоне Украина договорилась с европейскими партнерами о реверсных поставках. В частности, Украина в 2014 году увеличила поставки газа из Евросоюза в 2,4 раза (с 2,1 до 5 миллиардов кубометров).