Павел Родькин, эксперт в области брендинга и визуальных коммуникаций, кандидат искусствоведения, член Зиновьевского клуба МИА "Россия сегодня"
Возникновение на Западе негативного общественного феномена в виде нового социального класса — прекариата, которому посвящено исследование британского социолога Гая Стэндинга ("Прекариат — новый опасный класс" М., 2014), заставляет по-новому взглянуть на социальную эволюцию современной России. Ведь этот и другие социальные недуги Запада ускоренно переносятся в российское общество, угрожая ему реализацией неолиберальной социально-экономической модели.
Реструктуризация труда и общественного дохода
Возникновение прекариата (неологизм, образованный от "нестабильный", "неустойчивый" и "пролетариат") в Европе и особенно США стало возможным благодаря фундаментальной реструктуризации труда и общественного дохода в процессе глобализации и неолиберальной политики второй половины ХХ века. Прообраз прекариата можно найти и в эпоху античных полисов и во времена Маркса, но на системном и проектном уровне этот феномен проявился именно сегодня и выходит в завершающую стадию оформления.
Рост прекариата связан с рядом социальных и экономических явлений, меняющих всю структуру экономики и современного общества. На них указывает в своей работе Стэндинг.
Временная работа и гибкость рынка труда
Главной характеристикой прекариата является статус временного рабочего или служащего с нестабильным доходом и сопутствующей безработицей. Доля временных работников на Западе выросла после глобального кризиса 2008 года, давшего компаниям отличную возможность избавиться от постоянных сотрудников и перевести их на контрактную основу. Гибкость системы труда автоматически привела к непредсказуемой заработной плате (речь уже не идет о ее снижении).
Социальная незащищенность
"Гибкие" трудовые отношения, обусловленные зависимостью от рыночного спроса и предложения, привели к нарушению всех форм трудовых и социальных гарантий (медицинская страховка, пенсионные накопления, финансовые обязательства и т.д.). На фундаментальном уровне — место граждан в современном обществе занимают "резиденты", которые, особенно молодежь, превращаются в новых "городских кочевников". Неслучайно традиционное государство объявляется сегодня устарелым и отмирающим.
Социальное отчуждение, невозможность солидарности и организации
Гарантиями занятости пролетариата в ХХ веке стало его социальное представительство, которого фактически лишается прекариат вследствие гибкости своей численности, разнородности состава, а также отсутствия коллективных форм социальной самоидентификации и выражения. Это рождает страх, утрату ориентиров и ценностей, социальное отчуждение, отсутствие уверенности в будущем. Одновременно с этим работник принуждается к "позитивному мышлению" на фоне взвинчивания конкуренции, возведенной в абсолютный культ и базовый принцип общественной жизни.
Ускоренная прекариатизация в России
Негативные явления современного западного общества ускоренными темпами переносятся и в Россию. Этот процесс идеологически обеспечивается броскими требованиями повышения эффективности, необходимостью модернизации и инноваций, внедрения новых технологий и реформ.
Какие из детально описанных Стэндингом условий формирования прекариата реализуются в России?
Демонтаж бюджетного сектора
Бюджетный сектор, который обеспечивал стабильную занятость, доходы и социальные гарантии, стал легкой мишенью для неолиберальных реформ. Как указывает Стэндинг: "… как только чиновники стали выполнять приказ своих политических хозяев к переходу на частные рынки труда, пропасть между их привилегированной защищенностью и положением остальной части общества стала зияющей. Понятно, что недалек был тот час, когда гибкости потребуют и от самого бюджетного сектора…. Атака началась с попыток коммерциализировать, приватизировать и перевести на договорную основу услуги".
Товаризация образования
Превращение образования в товар (коммодификация) и его недоступность (в США стоимость обучения растет быстрее, чем доходы населения) происходит одновременно с опрощением, инфантилизацией и качественной деградацией. Сегодня все настойчивее говорится о необходимости отказа от традиционного классического образования и переходу, например, на дистанционные, игровые или узкопрофильные формы обучения.
Отказ от социальных гарантий бизнеса и государства и ускоренное изменение рынка труда
Политика социального ада
Все описанные явления имеют негативный и болезненный характер для общества, но выгодны современному сверхобществу, подробно разобранному Александром Зиновьевым. Речь идет не только о сохранении и увеличении прибыли для капитала, но, прежде всего о сверхвласти. Современное общество, лишенное политической, социальной и экономической субъектности, которой недолгое время обладал еще классический пролетариат, становится абсолютно подчиняемым и управляемым.
Оценить и понять новые социальные феномены можно только с проектной точки зрения. Прекариат является проектом, влекущим неизбежную трансформацию общества, которую было бы точнее назвать логичным продолжением и развитием "старого" капитализма.
Сокрытие социальной трансформации происходит через пересмотр неудобных понятий и их "позитивное" переименование, наподобие неполной занятости, удаленной работы, стажеров, аутсорсинга, офшоринга, договора с "нулевым временем" и т.д. Это лишь немногие идеологические ухищрения, которые описывает Стэндинг, внедряемые с целью маскировки трудовой гибкости. При этом регрессивная социальная модель продвигается под видом безусловного прогресса.
Другое дело, что машина идеологической обработки общества настолько эффективна, что большинство, имея, как ему кажется, бесконечный доступ к массовому потреблению, искренне считает себя бенефициаром либерального капитализма. Найдется немало людей, которые сочтут описанные выше трансформации позитивными и желанными!
Из книги Гая Стэндинга можно сделать неутешительный вывод: в России по-прежнему последовательно и неумолимо реализуется неолиберальный проект, единственным препятствием которому остается наследие советской социальной системы, подошедшее к своему исчерпанию. Социальная эволюция Россия развивается в направлении, грозящем обществу новой исторической катастрофой.