На фоне усложнившихся отношений с Западом в свете ситуации на Украине и антироссийских санкций заговорили о повороте России на Восток. Одним из ключевых партнеров там был и остается Китай. В преддверии встречи в Пекине глав МИД РИК (Россия, Индия и Китая) посол КНР в РФ Ли Хуэй рассказал корреспонденту РИА Новости Андрею Малышкину, как повлияет на сотрудничество двух стран девальвация рубля, чем выгодно соглашение о свопах, какое участие готова принять КНР в строительстве высокоскоростных железных дорог, а также чего он ожидает от переговоров в Пекине.
— По данным китайских СМИ, в связи с девальвацией рубля Россия в последние месяцы стала самой популярной страной для шопинга среди китайских туристов. На ваш взгляд, может ли ослабление российской валюты негативно отразиться на использовании рубля и юаня во взаимных расчетах КНР с РФ?
— В связи с развитием экономической глобализации внутренние движущие силы торгово-экономического сотрудничества России и Китая непрерывно укрепляются, неуклонно увеличиваются наши взаимные интересы. В мае 2014 года главы государств подписали Совместную декларацию о новом этапе всестороннего стратегического партнерства КНР и РФ с целью расширить и укрепить деловое сотрудничество.
По понятным причинам девальвация и волатильность рубля оказывают определенное влияние на китайско-российскую торговлю, особенно значительным курсовым рискам подвергаются экспортные предприятия, которые заключили соглашения, предполагающие расчеты в рублях. Однако девальвация рубля не окажет существенного влияния на крупномасштабное торговое сотрудничество Китая и России, тенденция к устойчивому торгово- экономическому сотрудничеству останется неизменной.
Во-первых, расширение расчетов в национальные валютах — процесс длительный и сложный. Сейчас доля нацвалют в двусторонней торговле очень небольшая. Во-вторых, ЦБ Китая и России в прошлом году 13 октября подписали соглашение о валютных свопах на сумму 150 миллиардов юаней (815 миллиардов рублей), которое должно в определенной степени снизить влияние девальвации рубля на двустороннюю торговлю. Соглашение выгодно компаниям обеих стран для взаиморасчетов в нацвалютах: российские компании импортируют китайские товары за юани, китайские — закупают российские товары за рубли. В третьих, если посмотреть на структуру двусторонней торговли, основную часть китайского экспорта в Россию составляет электроника и продукция машиностроения, тогда как Россия поставляет в Китай в основном энергоресурсы и сырье. Расчеты за эти базовые товары ведутся в основном в долларах, не испытывая влияния от девальвации рубля.
Девальвация может, несомненно, снизить привлекательность рубля для торговых расчетов между Китаем и Россией. Китайские экспортеры в основном не хотят получать выручку от продаж в России в рублях, в то время как проводить операции в юанях очень перспективно, и российские бизнесмены готовы рассчитываться в юанях.
В связи с этим хочу сказать, что, насколько мне известно, Россия имеет доступ к получению юаней, механизм отлажен и готов к работе. Надеюсь, что Россия реализует стратегию диверсификации экспорта и в перспективе будет больше ориентирована на азиатские рынки, включая Китай. Это позволит развиваться российской экономике, даст новый импульс китайско-российскому торгово-экономическому сотрудничеству и создаст новые точки роста.
— В сентябре прошлого года появлялась информация, что РФ и Китай обсуждают условия привлечения китайских инвестиций в строительство высокоскоростной магистрали Москва-Казань. Проявляет ли китайская сторона сейчас интерес к данному проекту?
— В октябре 2014 года премьер-министры Дмитрий Медведев и Ли Кэцян успешно провели очередную 19-ю межправительственную встречу. В присутствии глав государств стороны подписали меморандум о сотрудничестве в области строительства высокоскоростных магистралей (ВСМ) и создали рабочую группу. Руководствуясь принципами сотрудничества, китайская сторона направила своих представителей для изучения и проработки предварительной проектной документации по проекту ВСМ Москва-Казань, который был представлен на презентации, организованной РЖД. В дальнейшем они детально ознакомились с политикой российской стороны по этому вопросу и ее предварительным планом.
Китайская сторона уже имеет успешный опыт строительства и эксплуатации ВСМ у себя в стране. Китай обладает технологиями и производственными мощностями для создания необходимого оборудования и техники. Китайские компании заинтересованы в российском проекте ВСМ и готовы поддержать его. Мы хотим использовать этот шанс для того, чтобы расширить и углубить двустороннее торгово-экономическое сотрудничество и достичь нового витка в росте двусторонней торговли.
- Может ли, на ваш взгляд, нестабильная ситуация в РФ отразиться на росте товарооборота КНР с Россией в 2015 году?
— Я недавно посетил китайские компании, работающие в России, встретился с их представителями. Они подробно рассказали мне о том, как шла работа в 2014 году, и о планах на 2015 год. Мы провели широкий обмен мнениями и опытом в отношении тех экономических трудностей, с которыми они столкнулись, возникающих рисков и потенциальных возможностей. Все единогласно решили, что экономические проблемы в России носят временный характер. К тому же российское правительство уже разработало детальный антикризисный план. Все верят в российское правительство и в то, что ситуацию в экономике удастся удержать под контролем, верят, что правительству России хватит сил выдержать шторм.
Несмотря на девальвацию рубля и падение мировых цен на нефть, Китай и Россия в условиях замедления мирового экономического роста по-прежнему придерживаются принципа "рост вопреки существующим тенденциям". В сфере делового сотрудничества некоторые крупные российско-китайские проекты получили стремительное развитие. Обе стороны прикладывают усилия для того, чтобы добиться цели, поставленной главами двух государств: увеличить в этом году товарооборот до 100 миллиардов долларов. Я верю, что совместными усилиями правительственных ведомств и предприятий можно поддержать и увеличить объем двусторонней торговли.
— В начале февраля в Пекине ожидается встреча глав МИД РИК (России, Индии и Китая). Какова повестка дня переговоров и что в Пекине думают по поводу актуальности подобного формата, не размывает ли он сотрудничество в рамках БРИКС?
— 13-я по счету встреча глав МИД России, Индии и Китая состоится в Пекине 2 февраля. КНР на ней будет представлять министр иностранных дел Ван И, Россию — министр Сергей Лавров, Индию — глава индийского МИД Сушма Сварадж. Китай, Россия и Индия — крупные державы и вместе с тем — развивающиеся рынки. По многим международным и региональным вопросам они имеют общие или сходные позиции. Три страны поддерживают постоянный диалог, что способствует укреплению взаимного доверия, достижению консенсуса и расширению сотрудничества. Практическое взаимодействие между нашими государствами способствует реальному росту мировой экономики. Стратегическое партнерство между нами вносит вклад в укрепление мира и стабильности в Евразии и во всем мире.
В этот раз встреча глав МИД Китая, России и Индии будет посвящена обмену мнениями по международным и региональным проблемам, представляющим взаимный интерес, а также трехстороннему практическому сотрудничеству. Кроме того, министр Ван И проведет двухстороннюю встречу с министром Лавровым, на которой они обсудят дальнейшее развитие сотрудничества между Россией и Китаем, а также актуальные международные и региональные вопросы. Уверен, эта встреча будет плодотворной.
Сотрудничество Китая, России и Индии — это важный фактор, определяющий безопасность и стабильность как в регионе, так и во всем мире. Этот формат существует уже более десяти лет, за это время он стал важной площадкой для координации позиций, выработки консенсусных решений и поиска путей сотрудничества для наших стран. Этот формат дополняет механизм встреч стран БРИКС и является важным инструментом активного многостороннего международного сотрудничества развивающихся экономик, а также повышения их роли в мировой экономической системе. Наши страны должны развивать взаимное партнерство с учетом стратегической и глобальной перспективы, сосредоточить усилия на развитии стратегического взаимного доверия, согласовании позиций по ключевым международным вопросам и усилении практического взаимодействия.
— 10 февраля в России отмечается День дипломата. Что бы вы пожелали своим российским коллегам?
— Дипломатический работник — это посланник, чья задача — налаживание взаимодействия с другими странами. Эту почетную миссию на него возлагает отечество и народ. Долгое и тесное развитие отношений всестороннего стратегического партнерства между Китаем и Россией означает, что отношения дружеского сотрудничества между нашими внешнеполитическими ведомствами крепнут день ото дня. Дипломаты наших стран постоянно поддерживают тесные контакты и блестяще справляются с проблемами и трудностями, встречающимися в их работе.
Они гарантируют успешное развитие взаимодействия на высшем уровне и практического сотрудничества между нашими странами во всех областях и поэтому получили высокие оценки руководителей обоих наших государств. Думаю, что в наступившем году контакты на высшем уровне между Китаем и Россией станут еще более частыми, а миссия, стоящая перед ними, станет еще более сложной и, вместе с тем, почетной. Посольство КНР в России будет стремиться к поддержанию тесного сотрудничества со своими российскими коллегами, неизменному укреплению дружеских отношений, и будет прилагать все усилия для сохранения отношений всестороннего стратегического партнерства на высшем уровне.
По случаю наступающих праздников я хотел бы, пользуясь возможностью, поздравить российских коллег и пожелать им здоровья, успехов, семейного благополучия и новых достижений в работе!