АФИНЫ, 30 янв — РИА Новости, Геннадий Мельник. На российско-греческой торговле в большей мере сказались западные санкции, чем ответные санкции России и введение эмбарго на поставки продовольственных товаров из европейских стран, сообщил руководитель группы торгово-экономических связей в посольстве РФ в Греции Валерий Николаев в интервью РИА Новости.
По его словам, окончательных итогов за 2014 год пока нет — есть греческие данные о взаимной торговле за девять месяцев и российские данные за 11 месяцев. Но похоже, что Россия уступила первое место во взаимной торговле с Грецией, объем которой Афины в 2013 году оценили почти в 7,1 миллиарда евро.
"Мы были на первом месте по объему взаимной торговли с Грецией. Сейчас мы, наверное, потеряли первенство. Объем торговли по российским данным за 11 месяцев составил 3,9 миллиарда долларов, а по греческим данным за 9 месяцев — 3,9 миллиарда евро. По их данным падение получается 25%", — сказал Николаев.
Греческий импорт
По его оценке, основные потери связаны не с российским эмбарго, а снижением конкурентоспособности товаров из-за роста курса евро в условиях санкций.
"Во-первых, если говорить об ограничении нашего импорта из стран ЕС, то на российско-греческую торговлю оно повлияло незначительно. Примерно потери составили 30-35 миллионов евро в импорте Греции. А что касается нашего экспорта, то естественно, что западные санкции против России способствовали падению курсу рубля и, соответственно, удорожанию всех греческих товаров, направляющихся в Россию. Соответственно, все позиции немного "подсели. Не из-за российского эмбарго, а из-за западных санкций, в связи с тем, что курс рубля был неблагоприятным для импортеров", — сказал Николаев.
По данным Греции за девять месяцев 2014 года, их экспорт сократился на 12%. Согласно российским данным за 11 месяцев, сокращение по поставкам из Греции составило порядка 16,5%.
По словам экономиста, сокращение связано как с запретом на ввоз некоторых товаров — свежих фруктов, молочных и мясных товаров, так и со снижением конкурентоспособности греческих товаров.
"В частности, сильно упала конкурентоспособность греческих мехов — сокращение процентов на 30-40 импорта мехов связано с тем, что высокая стоимость евро. Сократились закупки греческих лекарств, химических товаров. Но не из-за запрета — мы эти товары не запрещали, но из-за того, что был более дорогой евро, покупать их было невыгодно, и импортеры обратились в другие страны", — сообщил Николаев.
По российским данным, объем поставок в Россию товаров по позиции "продтовары и сельскохозяйственное сырье" в 2013 году составил 325 миллионов долларов, а за 11 месяцев 2014 года — 233 миллиона долларов (российская таможенная статистика ведется в долларах).
Как отметил Николаев, из-за российского эмбарго оборот снизился на 35 миллионов евро, а остальное связано с неконкурентоспособностью товаров.
"Есть еще одна причина — два товара просели по вине греков. В 2013 году греки поставили рыбы на 16,9 миллиона долларов, а за 11 месяцев 2014 года — на 3,4 миллиона долларов. Причина не только в том, что мы прекратили импорт рыбы с августа, но и в том, что греки, не имея достаточно оборотных средств для кормов, не смогли вырастить товарную рыбу в этом году в достаточном количестве. Это в основном и повиляло на сокращение импорта. В первом полугодии, когда не было никаких ограничений, они не смогли ничего поставить нам. Мы могли взять на 10 миллионов, а они поставили на три", — рассказал руководитель торгово-экономической группы.
Второй товар — это оливковое масло. "Сократился урожай оливок, и масла оливкового практически не было. Хотя Греция всегда производила небольшие объемы, в этом году практически не было экспортных фондов. Производство масла сократилось с 300 до 180 тысяч тонн, и почти 160 тысяч тонн закупила Италия", — сказал Николаев.
Италия традиционно закупает греческое оливковое масло для улучшения вкуса своей продукции.
"Таким образом, экспорт греческих сельскохозяйственных товаров сократился по ряду причин. Первая причина — неконкурентоспособность евро, вторая — неурожай и несостоятельность компаний, и только последняя причина — эмбарго", — сказал Николаев.
Российский экспорт
Что касается российского экспорта в Грецию, то результаты хуже — он сократился по греческим данным (за девять месяцев) на 26,7%, а по российским данным (за 11 месяцев) — на 39%, сообщил экономист.
"В основном этому способствовало резкое понижение цен на нефть, а соответственно, и на другие энергоносители. Помимо этого, в Греции на эти товары значительно сократился спрос, особенно на газ", сказал Николаев.
Говоря о цене на газ, Николаев сказал, что на ней сказались два фактора.
"Первый — мы скидку дали на 15%, второй — мировой рынок корректировал цену на газ в связи с ценой нефти, а она резко подешевела. Цена газа на 1 января 2014 года была порядка 395 долларов за тысячу кубометров, а сейчас мы продаем газ грекам по 326 долларов за тысячу кубометров", — сказал Николаев.
Энергоносители занимали 95% стоимости российского экспорта.
"Все основные позиции в нашем экспорте сохранились, но они уменьшились за небольшим исключением — металлов, древесины, целлюлозно-бумажных изделий. Что касается поставок зерна из России, то оно шло не напрямую, а покупалось в основном через французские компании, через международных торговцев зерном", — сообщил Николаев.
Приватизация
Николаев сообщил также, что ожидает официальных решений новых властей Греции относительно приватизации.
"Пока же, по заявлению сотрудников фонда приватизации госимущества HRADF, в конце февраля должен пройти второй окончательный тур конкурса по продаже акций оператора греческих железных дорог TRAINOSE и компании ROSCO, занимающейся обслуживанием и эксплуатацией подвижного состава. В конкурсе по TRAINOSE участвует только российско-греческий консорциум, а по ROSCO — три компании. Помимо российско-греческого консорциума это Alstom и Siemens. Серьезные конкуренты. Что касается Салоникского порта, то в конкурсе участвуют восемь компаний. Второй тур, возможно, будет в марте", — отметил Николаев.
По его словам, не исключено, что приватизация там, где это выгодно греческому государству, пройдет, а там, где она нецелесообразна, "они не будут доводить дело до приватизации".
"Надо иметь в виду, что приватизация для греков важна, поскольку является пока единственным источником реального погашения огромного госдолга. Приватизационные деньги по соглашению с кредиторами сразу идут на погашение госдолга. В 2014 году практически ничего не было направлено", — сказал Николаев.
В 2014 году фонд HRADF вместо 3,5 миллиарда евро, которые он должен был принести в качестве дохода от приватизации, выдал всего 300 миллионов евро.
"Приватизация идет сложно. Во-первых, неэффективно работает фонд, во-вторых, в основном компании или объекты собственности, выставляемые на приватизацию, не готовы к этому. Компании не прошли соответствующего аудита, у них нет соответствующего учета собственности, земельная собственность имеет ряд обременений, возникают различные спорные момента. И не всегда предлагаемые участки представляют интерес для инвесторов, и конкурсы отменяют из-за отсутствия интереса. Интерес зависит и от общего делового климата в стране, а он пока неблагоприятный", — заключил экономист.