МОСКВА, 29 января — РИА Новости. Западные корпорации все активнее внедряются в аграрный сектор Украины, что может иметь непредсказуемые последствия, пишет в статье для Asia Times Фредерик Муссо, руководитель отдела политики в Институте Окленда.
По данным автора статьи, за последние годы иностранные компании получили в свое распоряжение более 1,6 миллиона гектаров. В целом площадь плодородных земель Украины составляет более 32 млн гектаров – это эквивалентно трети пахотных земель в ЕС, напоминает Муссо.
Западные компании, такие как Monsanto, Cargill, DuPont, расширяют инвестиции в сельское хозяйство Украины и усиливают контроль в области инфраструктуры и грузоперевозок, пишет Муссо. Так, в марте 2014 года, спустя несколько месяцев после свержения Виктора Януковича, корпорация Monsanto вложила $140 млн в строительство завода по производству семян.
"Все аспекты цепи агропоставок – от производства семян и других сельскохозяйственных ресурсов до отправки товаров из страны – все больше контролируются западными фирмами", — отмечает автор статьи.
По замечанию Муссо, европейские институты и США активно способствовали этому процессу, который начался еще при президенте Януковиче и получил импульс после установления нового прозападного правительства.
После свержения Януковича Украина подписала соглашение об ассоциации с ЕС и получила кредит от МВФ. Условием кредита стало проведение Украиной реформ, нацеленных в том числе на рост частных иностранных инвестиций в аграрный сектор, отмечает Муссо. В программе реформ, предложенной Украине, упоминается, в частности, содействие в приобретении сельхозземель, ослабление контроля в пищевой промышленности, сокращение корпоративных налогов и пошлин.
Кроме того, соглашение об ассоциации Украины с ЕС в статье 404 обязывает обе стороны к сотрудничеству "в целях расширенного использования биотехнологий" — хотя законодательством Украины запрещено использование генетически модифицированных организмов (ГМО) в сельском хозяйстве, пишет Муссо.
"Этот пункт вызывает удивление, поскольку большинство европейских потребителей не приемлет ГМО-продукцию, — отмечает автор статьи. – Тем не менее таким путем создается канал для поставок ГМО-продуктов в Европу – эту цель преследуют крупные аграрные компании, такие как Monsanto".
Пока неясно, какие выгоды жители Украины получат от этого потока иностранных инвестиций в сельское хозяйство, пишет Муссо. Однако, если украинцы отвлекутся от конфликта на востоке страны, они могут "задаться вопросом, какие у страны остались возможности по контролю над поставками продовольствия и управлению экономикой", заключает автор.