МОСКВА, 29 янв — РИА Новости. Второй этап боевых действий на юго-востоке Украины (с января 2015 года) характеризуется более слаженным взаимодействием ополченцев Донецка и Луганска, а также лучшей управляемостью украинской армии, считают опрошенные РИА Новости военные эксперты.
Кроме того, по мнению экспертов, воющие стороны перешли от тактики непродуманных наступлений к оперативно-тактической обороне.
Второй этап противостояния украинской армии и сил ДНР и ЛНР начался в январе 2015 года. За это время подразделениям ополченцев удалось вытеснить украинских военных из донецкого аэропорта. В районе населенного пункта Дебальцево крупная группировка украинских войск находится в "полукотле". При этом стороны отмечают повышенную интенсивность ведения огня и, соответственно, более тяжелые потери с обеих сторон.
Боевые действия ополченцев по сравнению с первым этапом противостояния на юго-востоке Украине (до заключения минских соглашений в сентябре 2014 года) стали более скоординированными. Если летом 2014 года каждый населенный пункт в ДНР и ЛНР обороняла отдельная группировка, то теперь ополченцы действуют согласованно со своим центральным командованием, наметилась тенденция к совместным операциям войск двух республик, считают эксперты.
"Сегодня более активно события развиваются в Донецкой области, ЛНР же находится на втором эшелоне. Должна быть единая координация, которая подразумевает создание единой армии. Какая-то организационная система действий у ополчения появилась", — считает бывший начальник Генштаба ВС России генерал армии Юрий Балуевский.
В свою очередь генеральный директор Центра стратегических оценок и прогнозов Сергей Гриняев полагает, что силы ополчения практически превратились в настоящую регулярную армию.
"За время, прошедшее с первого этапа войны на Украине, повстанческие отряды ДНР и ЛНР практически превратились в настоящую полноценную армию, на вооружении которой стоит бронетехника и тяжелые вооружения. Они стали действовать более скоординировано: появилась достаточно профессиональная разведка, которая действует во фронтовой полосе, в том числе и на территории противника. Также появились войска специального назначения", — сказал он.
Того же мнения придерживается президент Академии геополитических проблем Константин Сивков, отметивший, что силы ополченцев стали более структурированными, вырос и уровень их тылового обеспечения.
Военные эксперты также отметили смену тактики боевых действий и повышение слаженности ВС Украины. Если летом 2014 года украинская армия была не готова к войне и терпела поражения, то сейчас она укрепила свои оборонные позиции и сделала ставку на обстрел населенных пунктов ДНР и ЛНР, чтобы уничтожить инфраструктуру ополчения и деморализовать мирное население.
"Сегодня украинская армия уже не та, что на первом этапе: они вспомнили что-то, чему их учили в военных академиях. Они поняли, что вооруженный народ просто так не испугать и стали воевать не то, чтобы профессионально, но гораздо лучше, чем на момент своего поражения в августе. Сегодня достаточно эффективно используются системы управления огнем — потери ополчения достаточно серьезны", — отметил Балуевский.
Бывший глава международно-договорного управления Минобороны РФ генерал-лейтенант Евгений Бужинский также отметил "беспроигрышность" избранной Киевом тактики блокады Новороссии и выведения из строя ее систем жизнеобеспечения.
"Я не верю в чудеса: пока тяжелые вооружения украинских силовиков не будут отведены на 15-20 километров от Донецка, город продолжат разрушать. Даже если мобилизация украинских ВС сорвется, это никак не поможет снять с Донбасса транспортную блокаду, не поможет восстановить разрушенные системы жизнеобеспечения в Новороссии. Все это усугубляется грядущим похолоданием в феврале — мирное население ДНР и ЛНР в таких условиях попросту не выживет и само начнет призывать ополченцев сложить оружие", — сказал он.
Сивков, напротив, счел тактику массированных обстрелов гражданских объектов бессмысленной и губительной для самой же украинской армии. "Украинские войска ни на что не способны, кроме как на обстрел жилых домов и мирного населения. Стрельба по жилым кварталам с тактической точки зрения — дело абсолютно бессмысленное. Во-первых, это бесцельный расход очень дорогих боеприпасов, во-вторых, это озлобление местного населения, в глазах которого ополченцы все больше будут становиться героями, а украинские солдаты — бандитами и убийцами. Кроме того, потери ополченцев при артобстрелах практически равны нулю", — отметил он.
Говоря о численности соединений, воюющих на стороне Украины и Новороссии, эксперты разошлись в оценках. Балуевский предположил, что со стороны Киева на юго-востоке в боевых действиях участвуют порядка 200 тысяч человек, со стороны ополчения — максимум 50 тысяч.
Меньшие цифры назвали Сивков и Гриняев — по их мнению, группировка ВС Украины составляет около 30 тысяч человек, а силы ДНР и ЛНР — около 10 тысяч повстанцев.
По оценкам члена общественного совета при Минобороны РФ Игоря Коротченко, на стороне Киева воюет примерно 50 тысяч человек, при этом в действительности в боевых действиях принимает участие только украинская регулярная армия. "Я полагаю, что украинская группировка, включающая Нацгвардию и добровольческие формирования, составляет примерно 50 тысяч человек", — сказал эксперт.
Причины эскалации конфликта
Среди причин возобновления вооруженного противостояния в январе эксперты выделили несоблюдение Киевом минских договоренностей, а также желание Запада получить новый формальный повод для продолжения давления на Россию.
"Я был убежден, что так называемое перемирие для украинской власти имело конкретную цель: зализать раны, подготовиться к новым действиям, что они и делают. Правда, я ожидал их активизации в феврале-начале марта. Может быть, их руководители с Запада устали от перемирия и им нужна была новая кровь, в канун таких событий, как поездка Нарышкина в ПАСЕ — там нужны были новые доказательства, что Россия продолжает участвовать в братоубийственной войне", — сказал Балуевский.
Разделяет это мнение и Коротченко, отметивший особую роль в эскалации конфликта секретаря СНБО Украины Александра Турчинова.
"Конфликт на юго-востоке был возобновлен Украиной для того, чтобы дать Америке и Западу формальный повод для введения новых санкций в отношении РФ, аргументируя это "агрессией" со стороны ДНР и ЛНР и якобы поддерживающей их России. Особо негативную роль в формировании курса Киева играет секретарь СНБО — Александр Турчинов, фактически взявший на себя часть функций верховного главнокомандующего украинской армии", — сказал он.
Исход войны
Говоря о возможных вариантах завершения гражданской войны на Украине, эксперты настроены более пессимистично, чем полгода назад, полагая, что возможность дипломатического сценария сведена к минимуму. Балуевский уверен в необходимости проведения мировым сообществом операции по разъединению сторон конфликта.
"Я убежден, что скоро мировому сообществу придется принимать решение о проведении миротворческой операции или операции по разъединению сторон — ее можно назвать как угодно, но больше такая братоубийственная война продолжаться не может. В противном случае, война продолжится до тех пор, пока на юго-востоке будет жив последний россиянин, русскоязычный человек или тот, кто не согласен с политикой центра", — сказал он.
В свою очередь Бужинский считает, что шанс на политическое урегулирование пока остается.
"Сейчас главная задача России заставить Порошенко сесть за стол переговоров с ДНР и ЛНР. Я все еще верю в дипломатическое разрешение конфликта", — говорит он.
Остальные эксперты прогнозируют в обозримом будущем победу ополчения и вытеснение украинских войск за пределы Донецкой и Луганской областей в результате дестабилизации политической ситуации в Киеве и экономическом кризисе на Украине весной 2015 года.
"Протесты, которые будут только возрастать в центральной части Украины, смогут переломить ситуацию — протесты "Правого сектора" против относительно умеренного курса Порошенко с одной стороны и протесты жителей западных областей страны приведут к срыву объявленной мобилизации. В результате, я думаю, уже где-то в марте-апреле это приведет к поражению украинских войск", — сказал Гриняев.
Власти Украины в апреле прошлого года начали в Донбассе силовую операцию против недовольных февральским госпереворотом жителей региона. По данным ОБСЕ, за время конфликта погибли свыше 5 тысяч человек, около миллиона стали беженцами.