Ни одна страна мира не может чувствовать себя в безопасности, если она не обладает мощной и современной системой противовоздушной обороны. Применение современного высокоточного оружия — ракет и авиабомб — сведет на нет любые усилия сухопутных войск, если у них не будет надежного прикрытия средствами ПВО. Задача зенитно-ракетного комплекса (ЗРК) "Тор-М2Э" и его модификаций, созданных Ижевским электромеханическим заводом "Купол" и НИЭМИ (оба предприятия входят в концерн ПВО "Алмаз-Антей"), — это именно обнаружение и поражение уже направляющихся к цели ракет, бомб, а также беспилотников и других малоразмерных целей. Помощник генерального директора "Купола" по военно-техническому сотрудничеству и государственным заказам Вячеслав Карташов рассказал корреспонденту РИА Новости Александру Неваре о "Торе", его возможностях и особенностях, о проверенном временем ЗРК "Оса" и о комплексе будущего.
— Вячеслав Иванович, завод "Купол" в феврале примет участие в 10-й международной авиавыставке Aero India в индийском городе Бангалор. Что вы везете — какие предложения, какую технику?
— В Бангалоре мы представим нашу новую продукцию — ЗРК "Тор" в двух модификациях — гусеничный "Тор-М2Э" и модификацию в модульном исполнении "Тор М2КМ". ЗРК "Тор-М2Э" является основным в номенклатуре нашего предприятия. ЗРК "Тор-М2КМ" — последняя модификация ЗРК "Тор", испытания которой успешно завершены в 2014 году. В Бангалоре будут представлены макетные образцы этих изделий.
Кроме этого, мы предлагаем странам, где уже десятки лет эксплуатируется ЗРК "Оса", их глубокую модернизацию. Всего было выпущено более 1500 комплексов, которые продолжают успешно эксплуатироваться более чем в 15 странах мира, в том числе и в Индии. Мы планируем в период участия в выставке в Бангалоре проведение презентаций, консультаций и переговоров с представителями министерства обороны организаторов и гостей выставки. Наряду с возможностью поставки новых комплексов мы будем обговаривать условия и возможности модернизации комплексов "Оса".
В Индии комплексы "Оса" используются уже более 25 лет, поэтому, прежде чем приступить к модернизации этих комплексов, необходимо оценить их техническое состояние, произвести капитальный ремонт. Затем, в процессе капитального ремонта, комплексы будут подвержены модернизации и превратятся из аналогового комплекса в цифровой — вместо больших компьютеров-"шкафов" и другой аналоговой аппаратуры там будут установлены современные автоматизированные рабочие места (АРМ) с современными вычислительными средствами, которые по своей мощи и производительности значительно превышают возможности аналоговых "громил". Кроме того, в новом комплексе реализованы новые алгоритмы и новое программное обеспечение, которые в сочетании с современной вычислительной техникой и специальным оборудованием значительно расширяют боевые возможности модернизированного комплекса.
По нашей оценке, подобная модернизация может продлить их жизнь на срок примерно до десяти лет. Конечно, в отличие от ЗРК "Тор", они не смогут обеспечить возможность борьбы с высокоточным оружием, но основные задачи в борьбе с самолетами, вертолетами, беспилотниками, крылатыми ракетами они успешно будут выполнять.
В Бангалоре мы впервые будем представлять проект модернизации ЗРК "Оса" в полном объеме. Переговоры по модернизации "Осы" уже ведутся с рядом стран. Мы убеждены, что просто ремонтировать комплекс — экономически не выгодно, если ремонтировать, то нужно делать это с модернизацией.
— Планируется ли модернизация ЗРК "Оса" Вооруженных сил России?
— В прошлом году мы завершили предварительные испытания модернизированного комплекса на полигоне Капустин Яр — провели стрельбовые испытания, испытания на прочностные характеристики, на надежность. Сейчас комплекс полностью подготовлен к государственным испытаниям. В ближайшее время назначенная министерством обороны государственная комиссия объявит об их проведении, и я думаю, что к концу 2015 года модернизированный комплекс будет принят на вооружение российской армии.
Зона поражения комплекса останется прежней, но значительно расширится спектр воздушных объектов, которые она может обнаруживать и поражать. Значительно уменьшится время реакции комплекса, улучшится удобство эксплуатации и значительно повысится помехозащищенность.
— Расскажите о ваших главных визитных карточках — ЗРК "Тор-М2Э" и "Тор М2КМ"?
— "Тор" — это комплекс малой дальности, автономное боевое средство, объединяющее в себе и средство обнаружения, и средство поражения. Его главная особенность в том, что он создавался для того, чтобы обеспечить наибольшую вероятность поражения именно современного высокоточного оружия, к которому сегодня относятся в первую очередь противорадиолокационные ракеты (ПРР HARM и другие), крылатые ракеты и управляемые авиационные бомбы. Именно это оружие будет представлять наибольшую угрозу системам ПВО стран, подвергающихся воздушному нападению.
Если мы посмотрим на историю последних локальных конфликтов, то самую жирную точку в конфликте нападающая сторона ставила именно применением управляемых авиабомб. У них огромный заряд, толстая оболочка, высокоточная система наведения. Они способны пробивать самые мощные укрепления, уничтожать объекты на большой площади. Задача "Тора" — заставить бомбу взорваться не в объекте, в который она нацелена, а в воздухе. Сегодня я не знаю других ЗРК, которые могли бы подтвердить результатами реальных стрельб поражение в воздухе и детонацию авиационных бомб, кроме ЗРК типа "Тор".
Зенитная управляемая ракета типа "Тор" имеет специальный осколок, созданный из высокоплотного сплава, имеющий специальный вес и форму. Этот осколок с высокой вероятностью обеспечивает пробивание оболочки управляемой бомбы и детонацию находящегося внутри нее взрывчатого вещества.
— В России в прошлом году прошли Олимпийские игры, в 2018 году предстоит чемпионат мира по футболу. На ваш взгляд, может ли "Тор" использоваться для обеспечения противовоздушной обороны подобных грандиозных мероприятий?
— Я думаю, что наши системы обязательно будут участвовать в обеспечении безопасности мероприятий чемпионата мира по футболу 2018 года. Оптимальный вариант — это модульный вариант "Тор М2КМ", который полностью обеспечивает прикрытие объектов. При этом он не требует никаких дополнительных затрат на обслуживание и эксплуатацию шасси, так как его можно использовать как в стационарном варианте, так и в мобильном. Он обладает большими возможностями по обнаружению малоразмерных объектов и по их успешному поражению. Ведь одна из наиболее серьезных опасностей для таких массовых мероприятий — беспилотники, которые могут применить террористы. Но как цель для "Тора" беспилотники не представляют никакой сложности. Это в очередной раз было подтверждено на испытаниях в 2014 году.
Для обеспечения безопасности сочинской Олимпиады использовался ЗРК "Тор". По словам участников этой операции, они там серьезно поработали, были предотвращены попытки совершения террористических актов с использованием беспилотников, различных воздушных шаров, которые имели место быть. Наше подразделение успешно справилось с задачей по обеспечению безопасности сочинской Олимпиады.
— Сотрудничает ли ваше предприятие с Ираном, где имеются ЗРК "Тор-М1"?
— В Иране находится в эксплуатации большое количество наших изделий "Тор-М1". Мы с ними практически ежегодно встречаемся на различных выставках. Ведем переговоры о возможной модернизации "Тор-М1". Обеспечиваем их запчастями, обучаем личный состав. Работа продолжается. Иранские специалисты профессионально эксплуатируют нашу технику, самостоятельно обеспечивают ее техническое обслуживание и ремонт. Техника находится в прекрасном боевом состоянии. Возможно, именно это является одним из факторов, останавливающих потенциального агрессора.
— Контактируете ли вы с европейскими странами, где также имеются ЗРК советского/российского производства?
— Все страны, которые эксплуатируют наши комплексы, — потенциальные клиенты в части ее модернизации. Например, в Греции имеется большое число ЗРК "Оса". Есть и "Торы". Мы постоянно работаем с ними, оказываем техническую помощь и поддержку, чтобы они были в боеспособном состоянии. Мы предлагаем модернизацию ЗРК "Оса" и ЗРС "Тор-М1" всем странам, где они находятся в эксплуатации. ОАО "Рособоронэкспорт" в прошлом году оформил коммерческое предложение и направил его странам, на вооружении которых имеются эти комплексы.
— Актуальна ли в работе "Купола" проблема импортозамещения?
— К счастью, мы создавали "Тор" в основном на отечественной элементной базе. Сегодня мы выпускаем его с учетом освоения промышленностью России новой элементной базы. Мы, пожалуй, находимся в наиболее выгодном положении, поскольку у нас практически нет зарубежных комплектующих. Там, где мы использовали элементы иностранного производства, мы уже давно перешли на российские аналоги. Поэтому мы не понесли большого ущерба при введении санкций против России.
— Создается ли морская версия ЗРК "Тор-М2У"?
— Мы ведем большую работу с ВМФ России по созданию морской модификации "Тор-М2У". Я надеюсь, что на морском салоне в Санкт-Петербурге в этом году мы сможем презентовать эту работу. Мы представим свои предложения по размещению ЗРК типа "Тор" на кораблях различного водоизмещения. Мы очень активно работаем с разработчиками кораблей по формированию технических требований к этому комплексу, по вариантам его размещения на кораблях — как существующих, так и вновь строящихся. Конечно же, планируем предлагать его и за рубеж.
— Вячеслав Иванович, расскажите, пожалуйста, о новых разработках "Купола". Над чем в основном работаете сегодня?
— Предприятие занимается улучшением характеристик комплекса "Тор-М2Э" в части расширения зоны поражения, улучшения характеристик радаров обнаружения, расширения секторов работы радара сопровождения. Ведется работа по дальнейшему усовершенствованию комплекса с целью обеспечения борьбы с малоразмерными и скоростными перспективными целями. Мы работаем с учетом снижения эффективности отражающей поверхности воздушных объектов, в первую очередь это касается беспилотников. Кроме того, мы учитываем применение специальных материалов для покрытия противорадиолокационных ракет, планирующих управляемых бомб, когда их отражающая поверхность снижается в десятки раз. Современные комплексы испытывают некоторые затруднения в их обнаружении. Их обнаруживают, но значительно ближе, чем можно было бы это сделать в случае неприменения таких покрытий.
На базе имеющихся научно-технических наработок и с учетом опыта создания всего семейства комплексов "Тор" мы работаем над созданием перспективного, нового зенитно-ракетного комплекса малой дальности, который по своим тактико-техническим характеристикам значительно будет превосходить то, что было сделано ранее.
— Представляет ли сложность для ваших ЗРК обнаружение и борьба с самолетами, созданными по технологии Stealth?
— На самом деле это просто раскрученное направление развития техники. Для "Тора" не представляет какой-либо сложности обнаружить эти самолеты. Все зависит от длины волны, на которой работает комплекс, и конфигурации этого самолета-невидимки. Его нельзя сделать невидимым от всех диапазонов длин волн. Кто-то его будет видеть плохо, кто-то его вообще не будет видеть, а наши комплексы обеспечивают 100-процентное обнаружение и поражение этих самолетов. Программа Stealth сегодня постепенно утрачивает актуальность. Кроме того, она очень дорогостоящая. Напомню, что было несколько случаев поражения этих самолетов в Ираке и Югославии старыми советскими комплексами типа "Осы" и "Куба".