ДОНЕЦК, 23 янв — РИА Новости. Глава самопровозглашенной Донецкой народной республики Александр Захарченко заявил в пятницу, что ополченцы больше не будут вести переговоры с силовиками о прекращении огня. При этом ополченцы пытаются наступать на многих точках линии соприкосновения с силовиками.
Сорванные переговоры
"Попыток разговаривать о перемирии с нашей стороны больше не будет. Киев сейчас не понимает, что мы можем наступать на трех направлениях одновременно", — заявил на пресс-конференции в Донецке глава ДНР.
Судя по всему, столь нервная реакция появилась после последних обстрелов со стороны силовиков: только за последние девять дней в Донбассе погибло 260 человек. 22 января в Ленинском районе города снаряд попал в автобусную остановку — восемь человек погибли на месте, еще семеро — по дороге в больницу или уже в ходе операции.
Переговоры о прекращении огня стороны начали еще в августе. После двух встреч в Минске в сентябре стороны подписали минский протокол, подразумевавший прекращение огня и даже отвод артиллерии от линии соприкосновения. Мирные жители вздохнули с облегчением и стали возвращаться в свои города.
Впрочем, многие горячие головы из числа ополченцев и их лидеров при этом обвиняли лидеров Донецкой и Луганской народных республик чуть ли не в предательстве — мол, надо было наступать, пока есть силы и пока украинские силовики дезорганизованы. Звучало мнение, что передышка нужно Киеву исключительно для строительства на передовой укреплений и перегруппировки войск.
К тому же довольно быстро стало понятно, что минские договоренности так и остались на бумаге — обе стороны продолжали обстрелы, столь же настойчиво обвиняя друг друга в нарушении перемирия.
Наконец, в ноябре они вновь вернулись к теме переговоров. Что характерно, целый месяц стороны не обсуждали, например, линию разграничения между территориями, контролируемыми ополченцами и силовиками, горячие споры шли исключительно вокруг даты, когда их представители должны, наконец, встретиться в Минске.
Когда же встреча, наконец, в конце декабря состоялась, оказалось, что предметно ДНР, ЛНР и Киев могут обсуждать только обмен пленными. Обмен состоялся, и после этого на несколько недель воцарилось затишье.
Стороны не навовевались
В начале января Киев ввел транспортную блокаду мятежных республик — через блокпосты силовиков перестали пропускать продовольствие, а для въезда на их территорию теперь надо оформлять разрешение в отделениях милиции. Президент Украины Петр Порошенко объявил о проведении очередной мобилизации. Если вспомнить воинственные заявления Захарченко о том, что под территорией ДНР он понимает всю Донецкую область, то получается, что перемирие обеими сторонами рассматривается как временное.
Вскоре по периметру территории ДНР и ЛНР возобновились боевые действия. Ополченцам удалось отбить у силовиков аэропорт Донецка, бои за который шли восемь месяцев. После этого столь же методично ополченцы стали "вгрызаться" в поселок Пески (на запад от аэропорта) и город Авдеевку (на север от аэропорта).
Неспокойно и в других "горячих точках" Донбасса. Возобновились "артиллерийские дуэли" в деревнях между Мариуполем и Новоазовском — сами города находятся под контролем соответственно силовиков и ополченцев.
Активизировались действия и у "дебальцевского полукотла" на востоке Донецкой области — здесь, в Дебальцево, сосредоточены значительные силы военных и Нацгвардии. Ополчение пытается взять под контроль поселки Никишино и Редкодуб на окраинах этого "полукотла". В случае успешного наступления ополченцев силовикам придется из Дебальцево отступить, либо "полукотел" превратится в "котел".
Чуть восточнее Дебальцево, на западе ЛНР, ополченцы пытаются наступать по трассе Луганск-Золотое-Лисичанск (в простонародье "Бахмутка"). Здесь они уже взяли под контроль так называемые "номерные" блокпосты силовиков — 29-ый и 31-ый, окружили блокпост номер 37 и дважды атаковало блокпост номер 28.
В ответ силовики наносят удары по городу Славяносербск и селам Смелое, Фрунзе, Новотошковка, Кряковка, Желтое, Долгое и Лобочево, которые находятся под контролем ЛНР.
Официальный представитель пресс-центра спецоперации Андрей Лысенко, в свою очередь, заверил, что "подразделения, которые находятся на передовой, усиливаются, подняты резервы". А по границе Донецкой и Луганской областей власти Киева строят уже "третью линию фортификационных сооружений".
Так что февраль обещает быть жарким.