Александр Хроленко, обозреватель МИА "Россия сегодня"
Запад декларирует свободу слова и самовыражения, независимость средств массовой информации, а на деле сформировал дифференцированную межконтинентальную систему информационного зомбирования людей. В этом зазеркалье цели оправдывают средства, а достоверность нервно курит в стороне. Недавний трагический эксцесс с журналом Charlie Hebdo — лишь фрагмент общей картины, доступной сознанию зарубежной аудитории.
Садо-мазо-пресса
Charlie Hebdo — не исключение из правил, это один из вариантов визуализации политических (экономических) целей. Существуют концептуальные двойники.
Французский ежемесячник Le Monte в октябре вышел с оскорбительным коллажем на первой странице, изображающим президентов двух стран в стиле "шарли". Фирменный стиль издания — "акт месяца" на главной странице каждого выпуска. Героями, как правило, становятся известные персоны, политики. Большинство из них мужчины, поэтому картинки можно назвать гомосексуальной эротикой. И Le Monte не раз затрагивал честь французских политиков, например, экс-президента Франции Николя Саркози.
Возможно, такой взгляд на политику и бизнес в Пятой республике — вариант нормы. Когда фривольные картинки затрагивают международную сферу, можно нарваться на неприятности, однако в редакцию Le Monte суровые люди с автоматами пока не заходили. И поток похабщины продолжает будоражить воображение определенной категории потребителей. Не о такой ли свободе писал Шекспир: "Сведи к необходимостям всю жизнь, и человек сравняется с животным"?
Закон безмолвствует, похотливым стадом легче управлять, но если падает выручка, можно переключиться с распущенности на ханжескую мораль. Бизнес есть бизнес.
На фоне митингов и маршей в стиле "Мы — Шарли" почти никто на Западе не заметил простого факта: самый популярный таблоид Великобритании The Sun прекратил многолетнюю традицию публикации на своей третьей странице моделей топлес. Парадоксальное решение объяснили требованием читателей. А как же свобода самовыражения?
Отдельная экзотика и торжество абсурда — все, касающееся России.
Сами мы не местные
Поскольку горячая дискуссия о размерах свободы слова началась во Франции, еще один пример — французская версия американского Huffington Post, которая искренне недоумевает: "Почему Россия боится быть Charlie?".
И завершается сердитая статья ясно и просто: "Владимир Путин играет в демократию и пытается создать себе привлекательный образ на международной арене, чтобы скрыть истинное лицо своего полудиктаторского режима и укрепить позиции по геостратегическим вопросам, навязывая свои правила всему миру. Как тогда будет выглядеть Париж, если и дальше продолжит выступать за снятие санкций против Москвы, хотя та плевать хотела на обрушившуюся на Францию трагедию и основополагающие демократические ценности". То есть на оси добра и зла сверху — свобода и Charlie, снизу — диктатура и Путин.
А чтобы нагляднее было, к тексту подверстан старинный фоторепортаж Reuter's о всероссийской манифестации от 4 февраля 2012 года с комментариями типа: "Протестующий несёт портрет Владимира Путина с надписью "Уволен", "Активисты марша в центре Владивостока", "Протестующий перед флагом Советского Союза в городе Ставрополе". Российский читатель увидит на снимках Москву и демонстрантов с плакатами "Путин — лучше всех", Владивосток и людей с флагом несуществующей с 2007 года(!) партии "Свобода и народовластие".
Однако много ли французов знают русский язык? Никто из постоянных читателей Le Huffington Post не отличит "за" от "против", можно и крестный ход предъявить как ортодоксальный марш протеста.
Как жить, за что бороться
Законодателем информационных веяний остаются США. Свежая редакционная статья американской The Washington Post прямо объясняет некоторым несознательным читателям: "Российское вторжение на Украину должно вызвать не только небольшой спад в отношениях". Разумеется, компромиссы и мир в Европе недопустимы, ведь "российские войска после нескольких недель относительного спокойствия перешли в новое наступление на востоке Украины" и "повестка Путина находится в фундаментальном противоречии с европейскими интересами безопасности и ценностями".
Говорят, что средний американец потребляет энергии и дезинформации столько же, сколько два европейца, три японца, шесть мексиканцев или 13 китайцев. Однако США корыстно делятся с европейцами только дезой, подталкивая партнеров в зону военного конфликта с Россией. А как объяснить американские призывы к ЕС помочь деньгами Украине, которая может вернуть кредиты только методом самоубийства в Донбассе?
Почему никто на Западе не обнародует простую истину: информационная война не снижает эффективность иных видов оружия, виртуальные рейтинги не отменяют зависимость Европы от российских энергоносителей, а события на Украине знаменуют начало политического распада Евросоюза и НАТО, концепции которых не выдержали проверку временем, вступили в конфликт с реальностью?
Парадокс в том, что сегодня светлое будущее, лицо и экономика Западной Европы зависят в большей степени от России и ее союзников на Востоке, а не от гипертрофированной самооценки, деформированной информационной системы и хаоса европейских ценностей.