Россия и Индия десятилетиями воспринимали друг друга как стратегических партнеров, однако, как неоднократно отмечали в руководстве обеих стран, товарооборот между двумя странами в последние годы не соответствовал масштабам их экономик. По итогам декабрьского российско-индийского саммита лидеры России и Индии поставили целью довести оборот товаров и услуг до 30 миллиардов долларов США к 2025 году.
О качественных изменениях в российско-индийских отношениях, влиянии на них западных санкций в отношении России, а также интересе Индии к российским нефти и алмазам рассказал корреспонденту РИА Новости в Нью-Дели Анне Пасютиной торговый представитель России в Индии Ярослав Тарасюк.
— Ярослав Викторович, в конце прошлого года состоялся визит президента России Владимира Путина в Индию. Как вы оцениваете его итоги и что в целом изменилось за последнее время в российско-индийских отношениях? Чего ожидать от них в ближайшее время?
— Достигнутые в ходе визита президента договоренности позволяют говорить о переходе торгового и экономического сотрудничества России и Индии в новое качество. Чем это качество характеризуется?
Во-первых, это возможное введение свободной торговли товарами и услугами между Индией и Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС). В ближайшее время должны начаться переговоры с индийцами в рамках совместной исследовательской группы о целесообразности заключения соглашения о всеобъемлющем экономическом партнерстве, включающем торговлю. И если выводы группы будут в пользу соглашения, а я думаю, так и будет, начнется работа по его подготовке. Свободная торговля станет главной составляющей нового качества наших отношений с Индией.
Второй момент — поощрение и защита капиталовложений. Модернизацию соответствующего соглашения уже начали обсуждать эксперты двух стран. В конце декабря в Москве состоялась первая встреча экспертов, на которой стороны обменялись исходными данными. Есть российские предложения, какие изменения надо внести в это соглашение, и есть индийские, которые во многом даже шире, чем российские. Гарантии сохранности инвестиций и понятный механизм разрешения споров — необходимые условия для того, чтобы инвестиционное сотрудничество между нашими странами достигло как минимум 15 миллиардов долларов США с каждой стороны. Именно эта задача на ближайшее десятилетие поставлена в совместном заявлении "Дружба-Дости" по итогам российско-индийского саммита 2014 года.
В-третьих, заработали новые межправительственные механизмы стратегического планирования экономического сотрудничества и разрешения проблемных вопросов. Я имею в виду две рабочие группы, которые были созданы в прошлом году и первые заседания которых прошли в ноябре. Это рабочая группа по стратегическим направлениям сотрудничества во главе с сопредседателями межправкомиссии Дмитрием Рогозиным и Сушмой Сварадж, а другая — по проблемным вопросам.
Четвертый момент — у нас появились программы отраслевого сотрудничества, в частности, в области ядерной энергетики и в области нефти и газа. Они были подписаны во время саммита. Значение программного подхода в том, что он позволяет определить конкретных участников, поставить цели и задачи сотрудничества, обозначить результаты, которых мы должны достичь. Думаю, что аналогичные программы могли бы быть разработаны в области металлургии, химической промышленности, фармацевтики, информационных технологий.
Еще одно качественное изменение — более тесная промышленная кооперация. Если раньше в советские годы в Индии строились под ключ целые предприятия, оснащенные советским оборудованием и производящие, скажем, машины и оборудование, аналогичное тем, что делались в СССР, то в наше время достигнутый Индией в ряде отраслей технологический уровень позволяет говорить о возможности совместных разработок, что мы наблюдаем, например, в авиастроении. Я имею в виду многоцелевой транспортный самолет и истребитель пятого поколения.
И наконец, шестое — заключение долгосрочных контрактов на поставку отдельных товаров, которые из года в год пользуются спросом на индийском рынке. Уже есть такие контракты по необработанным алмазам, по СПГ. В ходе саммита "Роснефть" и Essar договорились о поставках сырой нефти с десятилетней перспективой. Думаю, могут быть такие контракты по удобрениям, по компонентам для машинотехнической продукции, которая поставлялась и поставляется на индийский рынок, по коксующемуся углю. Недавно у нас была встреча с представителями госкорпорации State Trading Corporation, которая также изучает возможности долгосрочных контрактов на поставку товаров из России.
— Можно ли считать, что интерес к российской нефти у индийских компаний возник на фоне снижения мировых цен на этот ресурс?
— Интерес был и раньше. Индия заинтересована в диверсификации источников поставки сырой нефти для своего мощного нефтеперерабатывающего комплекса, а Россия, как страна нефтедобывающая заинтересована в закреплении своих позиций на индийском рынке. Напомню, что в ходе визита в Индию в марте 2014 года президента ОАО "НК "Роснефть" Игоря Сечина обсуждались перспективы увеличении поставок российских углеводородов в Индию до 35 миллионов тонн в год.
Другое дело, что до сих пор поставки российской нефти в Индию незначительны и основной интерес представляет кооперация в области совместной разведки и разработки нефтегазовых месторождений. Связано это в первую очередь со сложной логистикой. Недаром появилась идея строительства трансгималайского нефте- или газопровода.
— Есть ли интерес к Индии со стороны российских предпринимателей? Какого рода партнерства ищут российские и индийские предприниматели?
— Интерес российского бизнеса к сотрудничеству с Индией в последнее время значительно увеличился. Мы получаем еженедельно по 15-20 запросов на поставку российских товаров и поиск партнеров для сотрудничества. Очень много запросов по продвижению медицинской техники.
Все, что сейчас происходит, укладывается в рамки нового облика торгпредства. Та клиентоориентированность, которая была основной задачей реформы торгпредств, уже налицо.
— В последний месяц курсы рубля и рупии по отношению к доллару практически сравнялись. Не ускорит ли это обстоятельство переход на расчёты в национальных валютах?
— Задача перехода на расчеты в национальных валютах обозначена в совместном заявлении по итогам российско-индийского саммита. Центральные банки России и Индии ведут соответствующие переговоры и в скором времени должны выступить с рекомендациями, что нужно предпринять, чтобы это стимулировать.
Федерация индийских экспортных организаций, например, предлагает использовать иранский вариант, когда Иран за поставляемую нефть получает рупии, которые накапливаются на счетах в Индии. А в дальнейшем Иран покупает на них индийские товары. Для нас этот вариант вряд ли возможен, поскольку у Ирана в этом случае поставщик один — государство, а у нас многообразие экспортеров, которые, конечно, желают оперативно получать плату за поставленные товары, причем, скорее, в рублях, чем в рупиях. Соответственно, для индийских компаний предпочтительны расчеты в индийских рупиях.
В декабре прошлого года я участвовал в заседании рабочей группы по расчетам в национальных валютах и хочу отметить взвешенный и рациональный подход ее членов. Общее понимание, что расчеты в национальных валютах — это мера, которая должна облегчить взаимную торговлю.
— Во время декабрьского алмазного форума в Нью-Дели АК "АЛРОСА" подписала долгосрочные соглашения с тремя новыми компаниями из Индии, увеличив их число до 12. Как обстоят дела в этой сфере?
— АЛРОСА уже давно ведет политику по диверсификации потребителей своей продукции и заключает долгосрочные контракты с индийскими компаниями.
Сейчас сотрудничество в этой сфере в большей части ведется через посредников в Европе. Скажем, по статистике 2013 года, АЛРОСА реализовала индийским предприятиям продукцию на сумму более 700 миллионов долларов США. При этом предприятия Бельгии только с индийским капиталом закупили сырье на сумму более 1,25 миллиарда долларов США.
Правительство Индии выступает за дальнейшее наращивание прямых контактов между алмазными предприятиями России и Индии, так как в конечном итоге значительная часть алмазов, поставляемых в Бельгию, попадает на обработку в Индию. Думаю, что АЛРОСА продолжит подбор индийских партнеров для прямых поставок в Индию. Хочу сказать, что торгпредство активно помогает в этом российской компании.
— Осенью минувшего года "Роснано" выступило с инициативой создать совместный российско-индийский фонд объемом до двух миллиардов долларов. Есть ли какое-то продвижение в этом направлении?
— Должен сказать, что индийская сторона активно поддержала это предложение. Проект меморандума о создании такого фонда был подготовлен "Роснано" и передан российской стороной в минторгпром Индии. Думаю, что эта идея в ближайшее время получит дальнейшее развитие, так как основная задача фонда — финансирование высокотехнологичных проектов. А именно здесь мы видим много перспектив для сотрудничества.
— Санкции в отношении России со стороны западных стран действуют уже около полугода. В то же время импорт продовольствия из ряда западных стран в Россию также находится под запретом. Повлияло ли каким-либо образом это обстоятельство на интерес индийских компаний к российскому рынку?
— Во-первых, сама Индия не вводила и не собирается вводить какие-либо санкции в отношении России. Во-вторых, санкции в отношении России и российские ответные продовольственные санкции воспринимаются в Индии как дополнительные возможности для развития бизнеса.
Можно сказать, что санкции активизировали российско-индийское сотрудничество в части поставок продовольственных товаров, подстегнув в первую очередь интерес индийских производителей молока и мяса. Для начала таких поставок требуется разрешение Россельхознадзора. В конце прошлого года четыре индийских производителей буйволиного мяса получили соответствующие разрешения и сейчас обсуждают условия контрактов на поставку. На очереди производители молочных продуктов.
Мои контакты с представителями индийского бизнеса говорят о том, что компании, обладающие технологиями или передовым оборудованием, потенциально востребованным на российском рынке, которое раньше импортировалось, например, из стран Европы, также готовы начать его поставки в Россию.
— Недавно вы посетили индийский экономический форум Vibrant Gujarat — 2015, на котором было представлено несколько российских регионов. Развивается ли сотрудничество между нашими регионами и индийскими штатами?
— Интенсификация регионального сотрудничества, рост внимания российских регионов к Индии явно просматриваются в последнее время. Очень продуктивным был визит в Индию в ноябре 2014 года представительной делегации Республики Татарстан во главе с ее президентом Рустамом Миннихановым. Кстати, он дважды посетил Индию. Второй раз — в составе делегации президента России в декабре.
То, что на форуме в Гуджарате были представлены целых пять российских регионов — Астрахань, Алтайский край, Татарстан, Хакасия и Ханты-Мансийский автономный округ — это уже небывалое дело. Как и то, что премьер-министр Индии Нарендра Моди нашел время и отдельно встретился в ходе форума с губернатором Астраханской области Александром Жилкиным.
И Россия, и Индия — это многонациональные страны с сильными регионам. Поэтому новое качество отношений России и Индии, о котором я говорил в начале, не может быть без сильных региональных связей. Если вы посмотрите совместное заявление по итогам российско-индийского саммита, то увидите целый список российских и индийских регионов, которые уже имеют партнерские отношения друг с другом. Мои контакты в ходе гуджаратского форума еще раз подтвердили, что интерес обоюдный и будет дальше расти.